Смазочная система судовых турбин предназначена для непрерывной подачи масла ко всем подшипникам и зубчатым зацеплениям редуктора в количестве, необходимом для создания жидкостного трения и охлаждения трущихся поверхностей. Смазочная система должна обеспечивать минимальные загрязнения и обводнение масла; подачу масла к подшипникам при остановке основного масляного насоса; прокачку маслом подшипников и зубчатых зацеплений при проворачивании турбины во время стоянки и т. д. Смазочная система должна иметь связь с органами впуска пара в турбину (в случае падения давления масла ниже допустимого турбина должна автоматически останавливаться).
В современных судовых турбинах применяются форсированная и гравитационная смазочные системы. При форсированной системе масло к трущимся поверхностям подводится под давлением 0,3—0,4 МПа, создаваемым масляными насосами. От трущихся поверхностей масло стекает в сточную цистерну, откуда снова засасывается масляным насосом и через маслоохладитель направляется к местам смазки. Основной недостаток такой системы — внезапное падение давления масла в ней (остановка масляного насоса, обрыв трубопровода и т. д.) — может привести к аварии турбины.
Гравитационная система более надежна, так как в ее состав обязательно входит напорная цистерна, расположенная на 8—12 м выше оси турбины. В результате этого масло к трущимся поверхностям подается под давлением 0,08—0,12 МПа. Стекающее масло собирается в сточную цистерну, откуда одним из насосов через фильтры, редукционный клапан и маслоохладитель закачивается в гравитационную цистерну. Из нее масло по трубопроводам самотеком поступает через дроссельные клапаны или шайбы к подшипникам турбин, а также в зубчатую передачу, откуда вновь стекает в сточную цистерну. До редукционного клапана давление масла составляет 0,4— 0,45 МПа, что необходимо для действия системы регулирования, управления и защиты (РУЗ) турбинной установки. После редукционного клапана давление масла снижается до 0,15 МПа.
Принципиальная схема системы смазки судовой турбины приведена на рисунке:
В систему входят сточная цистерна, основной масляный насос 3, пусковой масляный турбонасос 2, редукционный клапан 5, дроссельный клапан 6, маслоохладитель 1, невозвратный клапан 4, турбина 7, генератор 8 и ограничительные шайбы (диафрагмы) 9.
Во время работы системы масляный насос через сетчатый фильтр засасывает масло из сточной цистерны и по трубопроводам подает его в систему регулирования, а также к местам смазки турбины и зубчатых передач. Для поддержания давления масла в системе регулирования 0,4—0,6 МПа служит редукционный клапан 5. Производительность масляного насоса всегда больше расхода масла, поступающего на регулирование и смазку. Поэтому во время работы турбины его излишки сливаются в сточную цистерну через дроссельный клапан 6.
Сточная цистерна должна иметь емкость для всего масла системы, равную 15—18 % производительности масляного насоса. Она снабжается змеевиком для подогрева масла паром давлением 0,04 МПа, воздушной и мерительной трубами. На современных судах сточные цистерны оборудуются дистанционными указателями уровня масла.
Для поддержания температуры масла в определенных пределах в системах устанавливаются маслоохладители, которые обычно прокачиваются забортной водой из системы охлаждения конденсаторов.
Основным дефектом маслоохладителей является пропуск забортной воды в масло через резиновые уплотнения подвижных трубных досок или через места развальцовки труб. Иногда бывает течь самих труб.
Присутствие в масле механических примесей, а также мельчайших частиц металла от износа деталей вызывает ухудшение его смазывающих качеств, способствует увеличению нагрева и повышенному износу трущихся поверхностей деталей и узлов турбины. Во время эксплуатации в турбинном масле, кроме механических примесей, накапливаются органические кислоты,вода и другие продукты старения масла, что требует периодической его очистки, восстановления или полной замены. Наиболее распространенными способами очистки масла в судовых условиях являются отстой, сепарация и фильтрация. Сепарация масла осуществляется в специальных сепараторах, барабаны которых вращаются с частотой 4500—8000 об/мин. Сепарируемое масло подогревается до температуры 60— 70 С.
Кроме сепарации для очистки турбинного масла применяются сетчатые и щелевые фильтры. Для фильтров грубой очистки используется медная сетка с количеством ячеек 1200—1600 на 1 см2. Для изготовления фильтров тонкой очистки используется бумага, картон, шинельное сукно, технический войлок и др. Щелевые фильтры считаются более надежными, чем сетчатые, так как в последних часто происходят разрывы сеток при их загрязнении и несвоевременной промывке
В современных судовых турбинах применяются форсированная и гравитационная смазочные системы. При форсированной системе масло к трущимся поверхностям подводится под давлением 0,3—0,4 МПа, создаваемым масляными насосами. От трущихся поверхностей масло стекает в сточную цистерну, откуда снова засасывается масляным насосом и через маслоохладитель направляется к местам смазки. Основной недостаток такой системы — внезапное падение давления масла в ней (остановка масляного насоса, обрыв трубопровода и т. д.) — может привести к аварии турбины.
Гравитационная система более надежна, так как в ее состав обязательно входит напорная цистерна, расположенная на 8—12 м выше оси турбины. В результате этого масло к трущимся поверхностям подается под давлением 0,08—0,12 МПа. Стекающее масло собирается в сточную цистерну, откуда одним из насосов через фильтры, редукционный клапан и маслоохладитель закачивается в гравитационную цистерну. Из нее масло по трубопроводам самотеком поступает через дроссельные клапаны или шайбы к подшипникам турбин, а также в зубчатую передачу, откуда вновь стекает в сточную цистерну. До редукционного клапана давление масла составляет 0,4— 0,45 МПа, что необходимо для действия системы регулирования, управления и защиты (РУЗ) турбинной установки. После редукционного клапана давление масла снижается до 0,15 МПа.
Принципиальная схема системы смазки судовой турбины приведена на рисунке:
В систему входят сточная цистерна, основной масляный насос 3, пусковой масляный турбонасос 2, редукционный клапан 5, дроссельный клапан 6, маслоохладитель 1, невозвратный клапан 4, турбина 7, генератор 8 и ограничительные шайбы (диафрагмы) 9.
Во время работы системы масляный насос через сетчатый фильтр засасывает масло из сточной цистерны и по трубопроводам подает его в систему регулирования, а также к местам смазки турбины и зубчатых передач. Для поддержания давления масла в системе регулирования 0,4—0,6 МПа служит редукционный клапан 5. Производительность масляного насоса всегда больше расхода масла, поступающего на регулирование и смазку. Поэтому во время работы турбины его излишки сливаются в сточную цистерну через дроссельный клапан 6.
Сточная цистерна должна иметь емкость для всего масла системы, равную 15—18 % производительности масляного насоса. Она снабжается змеевиком для подогрева масла паром давлением 0,04 МПа, воздушной и мерительной трубами. На современных судах сточные цистерны оборудуются дистанционными указателями уровня масла.
Для поддержания температуры масла в определенных пределах в системах устанавливаются маслоохладители, которые обычно прокачиваются забортной водой из системы охлаждения конденсаторов.
Основным дефектом маслоохладителей является пропуск забортной воды в масло через резиновые уплотнения подвижных трубных досок или через места развальцовки труб. Иногда бывает течь самих труб.
Присутствие в масле механических примесей, а также мельчайших частиц металла от износа деталей вызывает ухудшение его смазывающих качеств, способствует увеличению нагрева и повышенному износу трущихся поверхностей деталей и узлов турбины. Во время эксплуатации в турбинном масле, кроме механических примесей, накапливаются органические кислоты,вода и другие продукты старения масла, что требует периодической его очистки, восстановления или полной замены. Наиболее распространенными способами очистки масла в судовых условиях являются отстой, сепарация и фильтрация. Сепарация масла осуществляется в специальных сепараторах, барабаны которых вращаются с частотой 4500—8000 об/мин. Сепарируемое масло подогревается до температуры 60— 70 С.
Кроме сепарации для очистки турбинного масла применяются сетчатые и щелевые фильтры. Для фильтров грубой очистки используется медная сетка с количеством ячеек 1200—1600 на 1 см2. Для изготовления фильтров тонкой очистки используется бумага, картон, шинельное сукно, технический войлок и др. Щелевые фильтры считаются более надежными, чем сетчатые, так как в последних часто происходят разрывы сеток при их загрязнении и несвоевременной промывке
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.