Между главным судовым двигателем и движителем существует известное противоречие. Как показывает теория идеального движителя, наиболее высоким КПД обладают движители больших размеров, например, гребные винты максимально возможного по условиям размещения в корме диаметра, с небольшой частотой вращения. С ними хорошо сочетаются малооборотные дизели, также имеющие высокий КПД, но одновременно отличающиеся большими габаритами и массой. Высокооборотные двигатели меньше по размерам и легче, но для приведения во вращение оптимального винта требуют дорогого и тяжелого редуктора, в котором теряется некоторая, пусть и сравнительно небольшая, часть мощности.
В 1938 г. академик В. Л. Поздюнин высказал идею применения суперкавити-рующих винтов, например, с прямой передачей на винт от турбины. Смысл идеи вкратце заключается в следующем. Конечно, такие винты будут иметь пониженный КПД как из-за уменьшения диаметра, так и из-за кавитации. Но они дают и некоторые преимущества, позволяя уменьшить массу и габариты двигателя, винта и вало-провода. Не исключено, что выигрыш в размерах энергетической установки приведет к снижению водоизмещения судна, следовательно, сопротивления его движению. Это, в свою очередь, может снизить расход топлива и дополнительно уменьшить водоизмещение. Поздюнин предложил и своеобразную форму лопастных сечений суперкавитирующих винтов - в виде клина с тупой выходящей и острой входящей кромками. При кавитации такая форма оказывается выгоднее, чем обычная.
Идея не получила поддержки в стране, но за рубежом в этом направлении были выполнены исследования, которые показали, что при больших скоростях (свыше 40-45 уз у надводных кораблей и 80 уз у подводных лодок), когда размеры энергетической установки очень велики, действительно удается получить положительные результаты, если частоту вращения винтов повысить в 1,5-2 раза по сравнению с обычно принимаемой.
В 1938 г. академик В. Л. Поздюнин высказал идею применения суперкавити-рующих винтов, например, с прямой передачей на винт от турбины. Смысл идеи вкратце заключается в следующем. Конечно, такие винты будут иметь пониженный КПД как из-за уменьшения диаметра, так и из-за кавитации. Но они дают и некоторые преимущества, позволяя уменьшить массу и габариты двигателя, винта и вало-провода. Не исключено, что выигрыш в размерах энергетической установки приведет к снижению водоизмещения судна, следовательно, сопротивления его движению. Это, в свою очередь, может снизить расход топлива и дополнительно уменьшить водоизмещение. Поздюнин предложил и своеобразную форму лопастных сечений суперкавитирующих винтов - в виде клина с тупой выходящей и острой входящей кромками. При кавитации такая форма оказывается выгоднее, чем обычная.
Идея не получила поддержки в стране, но за рубежом в этом направлении были выполнены исследования, которые показали, что при больших скоростях (свыше 40-45 уз у надводных кораблей и 80 уз у подводных лодок), когда размеры энергетической установки очень велики, действительно удается получить положительные результаты, если частоту вращения винтов повысить в 1,5-2 раза по сравнению с обычно принимаемой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.