Этими лебедками снабжены паровые траулеры польской постройки. Лебедки трехвальные с нераздельным приводом и автоматическими ваероукладчиками. Двухцилиндровая паровая машина простого расширения управляется двухэксцентриковой кулисой. Лебедки сконструированы Центральным бюро судовых конструкций # 1 в г. Гданьске.
На траулерах первых выпусков были установлены траловые лебедки модели WT3-I с двумя передачами от машинного вала к вспомогательному. Эти лебедки имели много конструктивных недостатков. Например, плоские золотники с наружным впуском у паровых машин лебедок чрезвычайно быстро изнашивались.
Лебедки модели WT3-1 подробно освещены в технической литературе, поэтому их описание в настоящей главе не приводится.
Затем были выпущены траловые лебедки модели WT3-II, у которых цилиндры паровых машин имели уже цилиндрические золотники с внутренним подводом пара. Кроме того, на наружные концы ходовых винтов ваероукладчиков были надеты съемные маховики для ручной установки кареток.
На паровых траулерах последней серии установлены лебедки модели WT3-3. Эти лебедки отличаются от лебедок модели WT3-2 тем, что из них удалены шестерни и кулачковые муфты второй передачи вспомогательного вала, которые были, как показал опыт, излишними. Нижние вкладыши подшипников машинного и вспомогательного валов сделаны цилиндрическими (у лебедок прежних моделей они были квадратными).
Основанием лебедки, изображенной на рис. 18, служит литая чугунная станина 5, состоящая из двух половин, соединенных болтами. На приливах станины установлены две средние 6 и две крайние 24 литые чугунные стойки с подшипниками, в которые уложены ваерный 32, вспомогательный 9 и приводной (машинный) 4 валы. Стойки предохраняются от перемещения клиньями, поставленными между их основаниями и упорными выступами станины 5. К обработанным боковым поверхностям передних углов станины 5 болтами крепятся кронштейны 1, к которым в свою очередь крепятся цилиндры паровой машины лебедки. Подшипники стоек станины разъемные, с бронзовыми вкладышами. Смазка к ним подается из колпачковых масленок. Со стороны поста управления к стойкам станины крепится швеллер 8, на котором закреплены щитки, закрывающие зубчатые передачи, и подшипники валика 30 управления кулисами паровой машины.
С передней стороны лебедки боковые 24 и средние 6 стойки соединены двумя верхними направляющими 16 каретки 15 ваероукладчика.
На цельнокованом ваерном валу 32, изготовленном из стали 5, между средними стойками на шпонке закреплено шевронное колесо 29, отлитое из стали ЗОЛ. По концам вала 32 на конусных шейках на шпонках насажены двойные турачки 22, отлитые из стали ЗОЛ и закрепленные гайками, которые застопорены болтиками. Вал 32 уложен в подшипники всех четырех стоек станины.
Между средними 6 и крайними 24 стойками станины на валу 32 свободно вращаются на бронзовых втулках, запрессованных в их ступицы, два ваерных барабана 28. Барабаны стальные, литые, с приклепанными ребордами. Бронзовые втулки барабанов смазываются маслом из внутреннего пространства барабана, куда масло наливается через отверстие, закрытое нарезной пробкой. Втулка ступицы барабана, расположенная у средней стойки, дополнительно может смазываться через отверстие, закрытое пробкой. К наружной реборде приклепывается стальной диск с двумя кулачками, с которыми входит в зацепление кулачковая муфта 12, соединяющая барабан 28 с валом 32. Муфты отлиты из стали ЗОЛ и перемещаются вдоль квадратных шеек вала 32 рычажным приводом. Перемещение барабана в сторону муфты ограничивается разъемным кольцом, поставленным в выточку ваерного вала. Обе половины кольца соединяются винтами. На ступице ваерного барабана у средней стойки станины призонными болтами закреплена цепная звездочка 21 привода ваероукладчика.
Каждый ваерный барабан 28 снабжен ленточным тормозом, шкив которого закреплен болтами на внешней реборде барабана. Тормозная лента 11 из стали 35 имеет фрикционную облицовку из ферродо, закрепленную винтами. Лента состоит из двух частей, к нижним концам которых приклепаны уши с отверстиями, стянутые болтом. На конце этого болта имеется головка с отверстием, сквозь которое проходит палец, шарнирно связывающий тормозные ленты с башмаком, закрепленным на станине лебедки. Уши и болт выполнены из стали 4, палец — из стали 5, а башмак — из чугуна СЧ18—36. К верхним концам ленты приклепаны также уши из стали 4, в отверстия которых вставлены цапфы бронзовых камней. Сквозь нарезные отверстия этих камней проходит тормозной винт из стали 4 с правой и левой нарезкой. Винт вручную поворачивается маховиком 26 из чугуна СЧ18—36. Винт вращается в подшипнике кронштейна, по обеим сторонам которого винтами закреплены установочные кольца. Бронзовые камни служат гайками нарезкам тормозного винта и при его вращении сжимают или разжимают тормоз. Болт, стягивающий нижние концы лент тормоза, соединяет их со станиной, а его гайки служат для регулировки зазора между лентой и тормозным шкивом.
Вспомогательный вал 9 откован из стали 5 и лежит в подшипниках крайних 24 и правой средней 6 стоек станины. Он фиксируется от осевого перемещения установочным кольцом у левой крайней стойки и буртом у шейки, лежащей в подшипнике средней стойки станины. На концах вала 9 закреплены одинарные турачки 23 тем же способом, что и турачки ваерного вала. У левой крайней стойки на валу 9 на шпонке закреплено зубчатое колесо 31 с прямыми зубьями, отлитое из чугуна СЧ21—40.
Приводной (машинный) вал 4, откованный из стали 35, лежит в подшипниках всех четырех стоек станины и имеет по концам насаженные на шпонки горячей посадкой кривошипные диски 13, отлитые из стали ЗОЛ, в которые запрессованы цапфы кривошипов, откованные из стали 45. Между подшипниками средних стоек станины на вал 4 на шпонке насажена шевронная шестерня 7, откованная из стали 6. Шестерня 7 находится в зацеплении с колесом 29 ваерного вала. У левой крайней стойки на вал 4 на шпонке насажена цилиндрическая прямозубая шестерня 3, находящаяся в зацеплении с колесом 31 вспомогательного вала 9. Рядом с шестерней 3 и у правой крайней стойки станины на валу 4 на шпонках насажены по две пары эксцентриков 2 золотникового привода машины.
Каретка 15 ваероукладчика сварная с двумя парами вертикальных и горизонтальных ролов для направления ваера. Каретка скользит по верхним направляющим 16 и одной нижней (не показанной на рисунке). Ходовой винт 17 вращается в бронзовых втулках, запрессованных в отверстия стоек станины. На квадрат, выступающий из подшипника крайней стойки, можно надеть маховик 14 с защелкой на пружине, удерживающей маховик на ходовом винте. Маховики служат для ручной установки кареток. На противоположный конец винта на шпонке надета закрепленная гайкой шестерня 18, которая находится в зацеплении с шестерней 19. Последняя крепится шпонкой на валике; на другом конце валика болтами закреплена звездочка 20, которая цепью соединена со звездочкой 21 ваерного барабана. Натяжение цепи производится поворотом кронштейна, в подшипниках которого вращается валик со звездочкой 20. Для выключения механического привода ваероукладчика нужно либо снять цепь, либо снять звездочку 20 (можно также снять шестерню 19). Отдельные узлы ваероукладчика сходны с подобными узлами электрической лебедки польской постройки, описание которой помещено ниже. Так как ваероукладчик лебедки WT3-3 по конструкции аналогичен этому же узлу лебедки WT3-1, освещенному в работах по промысловым механизмам, более подробного описания в настоящей главе не помещаем.
Лебедка приводится в действие двухцилиндровой паровой машиной простого расширения, управляемой пазовой кулисой. Машинная лебедка управляется рычагами 27, поворачивающими валик 30. Последний в свою очередь передвигает переводной механизм кулис золотниковых приводов обоих цилиндров машины.
На рис. 19 показана кинематическая схема траловой лебедки WT3-3. На схеме нумерация деталей такая же, как на рис. 18. Нужно заметить, что шестерни передач для траловых лебедок WT3-1, WT3-2 и WT3-3 выполнены одинаковыми.
На траулерах первых выпусков были установлены траловые лебедки модели WT3-I с двумя передачами от машинного вала к вспомогательному. Эти лебедки имели много конструктивных недостатков. Например, плоские золотники с наружным впуском у паровых машин лебедок чрезвычайно быстро изнашивались.
Лебедки модели WT3-1 подробно освещены в технической литературе, поэтому их описание в настоящей главе не приводится.
Затем были выпущены траловые лебедки модели WT3-II, у которых цилиндры паровых машин имели уже цилиндрические золотники с внутренним подводом пара. Кроме того, на наружные концы ходовых винтов ваероукладчиков были надеты съемные маховики для ручной установки кареток.
На паровых траулерах последней серии установлены лебедки модели WT3-3. Эти лебедки отличаются от лебедок модели WT3-2 тем, что из них удалены шестерни и кулачковые муфты второй передачи вспомогательного вала, которые были, как показал опыт, излишними. Нижние вкладыши подшипников машинного и вспомогательного валов сделаны цилиндрическими (у лебедок прежних моделей они были квадратными).
Основанием лебедки, изображенной на рис. 18, служит литая чугунная станина 5, состоящая из двух половин, соединенных болтами. На приливах станины установлены две средние 6 и две крайние 24 литые чугунные стойки с подшипниками, в которые уложены ваерный 32, вспомогательный 9 и приводной (машинный) 4 валы. Стойки предохраняются от перемещения клиньями, поставленными между их основаниями и упорными выступами станины 5. К обработанным боковым поверхностям передних углов станины 5 болтами крепятся кронштейны 1, к которым в свою очередь крепятся цилиндры паровой машины лебедки. Подшипники стоек станины разъемные, с бронзовыми вкладышами. Смазка к ним подается из колпачковых масленок. Со стороны поста управления к стойкам станины крепится швеллер 8, на котором закреплены щитки, закрывающие зубчатые передачи, и подшипники валика 30 управления кулисами паровой машины.
С передней стороны лебедки боковые 24 и средние 6 стойки соединены двумя верхними направляющими 16 каретки 15 ваероукладчика.
На цельнокованом ваерном валу 32, изготовленном из стали 5, между средними стойками на шпонке закреплено шевронное колесо 29, отлитое из стали ЗОЛ. По концам вала 32 на конусных шейках на шпонках насажены двойные турачки 22, отлитые из стали ЗОЛ и закрепленные гайками, которые застопорены болтиками. Вал 32 уложен в подшипники всех четырех стоек станины.
Между средними 6 и крайними 24 стойками станины на валу 32 свободно вращаются на бронзовых втулках, запрессованных в их ступицы, два ваерных барабана 28. Барабаны стальные, литые, с приклепанными ребордами. Бронзовые втулки барабанов смазываются маслом из внутреннего пространства барабана, куда масло наливается через отверстие, закрытое нарезной пробкой. Втулка ступицы барабана, расположенная у средней стойки, дополнительно может смазываться через отверстие, закрытое пробкой. К наружной реборде приклепывается стальной диск с двумя кулачками, с которыми входит в зацепление кулачковая муфта 12, соединяющая барабан 28 с валом 32. Муфты отлиты из стали ЗОЛ и перемещаются вдоль квадратных шеек вала 32 рычажным приводом. Перемещение барабана в сторону муфты ограничивается разъемным кольцом, поставленным в выточку ваерного вала. Обе половины кольца соединяются винтами. На ступице ваерного барабана у средней стойки станины призонными болтами закреплена цепная звездочка 21 привода ваероукладчика.
Каждый ваерный барабан 28 снабжен ленточным тормозом, шкив которого закреплен болтами на внешней реборде барабана. Тормозная лента 11 из стали 35 имеет фрикционную облицовку из ферродо, закрепленную винтами. Лента состоит из двух частей, к нижним концам которых приклепаны уши с отверстиями, стянутые болтом. На конце этого болта имеется головка с отверстием, сквозь которое проходит палец, шарнирно связывающий тормозные ленты с башмаком, закрепленным на станине лебедки. Уши и болт выполнены из стали 4, палец — из стали 5, а башмак — из чугуна СЧ18—36. К верхним концам ленты приклепаны также уши из стали 4, в отверстия которых вставлены цапфы бронзовых камней. Сквозь нарезные отверстия этих камней проходит тормозной винт из стали 4 с правой и левой нарезкой. Винт вручную поворачивается маховиком 26 из чугуна СЧ18—36. Винт вращается в подшипнике кронштейна, по обеим сторонам которого винтами закреплены установочные кольца. Бронзовые камни служат гайками нарезкам тормозного винта и при его вращении сжимают или разжимают тормоз. Болт, стягивающий нижние концы лент тормоза, соединяет их со станиной, а его гайки служат для регулировки зазора между лентой и тормозным шкивом.
Вспомогательный вал 9 откован из стали 5 и лежит в подшипниках крайних 24 и правой средней 6 стоек станины. Он фиксируется от осевого перемещения установочным кольцом у левой крайней стойки и буртом у шейки, лежащей в подшипнике средней стойки станины. На концах вала 9 закреплены одинарные турачки 23 тем же способом, что и турачки ваерного вала. У левой крайней стойки на валу 9 на шпонке закреплено зубчатое колесо 31 с прямыми зубьями, отлитое из чугуна СЧ21—40.
Приводной (машинный) вал 4, откованный из стали 35, лежит в подшипниках всех четырех стоек станины и имеет по концам насаженные на шпонки горячей посадкой кривошипные диски 13, отлитые из стали ЗОЛ, в которые запрессованы цапфы кривошипов, откованные из стали 45. Между подшипниками средних стоек станины на вал 4 на шпонке насажена шевронная шестерня 7, откованная из стали 6. Шестерня 7 находится в зацеплении с колесом 29 ваерного вала. У левой крайней стойки на вал 4 на шпонке насажена цилиндрическая прямозубая шестерня 3, находящаяся в зацеплении с колесом 31 вспомогательного вала 9. Рядом с шестерней 3 и у правой крайней стойки станины на валу 4 на шпонках насажены по две пары эксцентриков 2 золотникового привода машины.
Каретка 15 ваероукладчика сварная с двумя парами вертикальных и горизонтальных ролов для направления ваера. Каретка скользит по верхним направляющим 16 и одной нижней (не показанной на рисунке). Ходовой винт 17 вращается в бронзовых втулках, запрессованных в отверстия стоек станины. На квадрат, выступающий из подшипника крайней стойки, можно надеть маховик 14 с защелкой на пружине, удерживающей маховик на ходовом винте. Маховики служат для ручной установки кареток. На противоположный конец винта на шпонке надета закрепленная гайкой шестерня 18, которая находится в зацеплении с шестерней 19. Последняя крепится шпонкой на валике; на другом конце валика болтами закреплена звездочка 20, которая цепью соединена со звездочкой 21 ваерного барабана. Натяжение цепи производится поворотом кронштейна, в подшипниках которого вращается валик со звездочкой 20. Для выключения механического привода ваероукладчика нужно либо снять цепь, либо снять звездочку 20 (можно также снять шестерню 19). Отдельные узлы ваероукладчика сходны с подобными узлами электрической лебедки польской постройки, описание которой помещено ниже. Так как ваероукладчик лебедки WT3-3 по конструкции аналогичен этому же узлу лебедки WT3-1, освещенному в работах по промысловым механизмам, более подробного описания в настоящей главе не помещаем.
Лебедка приводится в действие двухцилиндровой паровой машиной простого расширения, управляемой пазовой кулисой. Машинная лебедка управляется рычагами 27, поворачивающими валик 30. Последний в свою очередь передвигает переводной механизм кулис золотниковых приводов обоих цилиндров машины.
На рис. 19 показана кинематическая схема траловой лебедки WT3-3. На схеме нумерация деталей такая же, как на рис. 18. Нужно заметить, что шестерни передач для траловых лебедок WT3-1, WT3-2 и WT3-3 выполнены одинаковыми.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.