Лебедками этого типа оборудуются небольшие промысловые суда, предназначенные для тралового лова: МРТ, траловые боты и пр. У таких судов траловые лебедки имеют привод от главного двигателя. Большинство лебедок этого типа, эксплуатирующихся в промысловом флоте, достаточно подробно описано в технической литературе. В настоящем разделе, в качестве примера конструкции траловой лебедки с приводом от двигателя внутреннего сгорания, показана траловая лебедка модели ЛДТр-1, еще не получившая достаточного освещения. .
Лебедкой этого типа оборудованы рыболовные сейнеры РС-300 отечественной постройки с главным двигателем мощностью 300 л. с. Она предназначена для выборки ваеров трала, стяжного троса кошелькового невода, вожака дрифтерных сетей, а также для грузовых операций.
Лебедка приводится в действие от вспомогательного двигателя К-150 мощностью 80 л. с. при 1500 об/мин, находящегося в моторном отделении, через редуктор промежуточной передачи и три карданных вала с двумя угловыми передачами. Редуктор промежуточной передачи имеет реверсивный механизм, двухскоростную передачу, фрикционную муфту предельного момента и фрикционный тормоз холостого хода лебедки. Реверсивный механизм и механизмы перемены скоростей переключаются спаренной дисковой фрикционной муфтой, управляемой двумя гидравлическими сервомоторами.
Траловая лебедка ЛДТр-1, показанная на рис. 6, имеет сварную раму 4, на которой смонтированы редуктор /, линия ваерного вала 2, линия вспомогательного вала 3 и ваероукладчики 5. На ваерном валу расположены ваерные барабаны 6 и одинарные турачки 7. На вспомогательном валу, кроме турачек 9, устанавливаются шкивы. 8 с клиновыми пазами, предназначенные для выбирания ярусов. На некоторых лебедках вместо шкивов 8 установлены небольшие барабаны, соединяемые с валом кулачковыми муфтами, которые предназначаются для обслуживания грузовых операций.
На рис. 7 показана кинематическая схема лебедки вместе с приводом. Вал вспомогательного двигателя 47 соединен с конической шестерней 46 промежуточной передачи, находящейся в зацеплении с коническими шестернями 42 и 44. Шестерня 42, работающая при выбирании ваера, насажена на трубчатый вал 41, а шестерня 44, работающая при травлении ваера, — на вал 43, проходящий внутри вала 41. Вал 43 приводит в действие масляный насос 45, обслуживающий систему управления лебедкой. На концах валов 41 и 43 закреплены фрикционные диски 48 и 39, находящиеся в корпусе 40 муфты. Между дисками 48 и 39 расположен подвижной фрикционный диск 49, передвигаемый гидравлическим сервомотором. Если диск 49 передвинется и прижмет диск 48 к стенке корпуса 40 муфты, с корпусом 40 соединится диск 48 с валом 41. Тогда вращение от вала двигателя через шестерни 46 и 42 и вал 41 передастся корпусу 40 муфты, и лебедка будет работать на выбирание ваера. Чтобы корпусу 40 муфты сообщить вращение в обратную сторону, диск 49 передвигают в противоположном направлении, и он прижимает диск 39 к стенке корпуса 40. Теперь вращение от шестерни 46 к корпусу 40 муфты будет передаваться через шестерню 44 и вал 43. Так осуществляется реверс привода лебедки.
Во второй половине корпуса 40 муфты, разделенного перегородкой, помещены фрикционные диски 50 и 37, между которыми находится диск 38, передвигаемый гидравлическим сервомотором. Диск 37 закреплен на трубчатом валу 36, а диск 50 — на валу 32, проходящем внутри вала 36. На валах 36 и 32 закреплены шестерни 35 и 34. На конце вала 32 на шлицах насажены диски фрикционного тормоза 33, который зажимается гидравлическим сервомотором при разъединении механизма лебедки и двигателя.
На корпусе 29 муфты предельного момента, диски которой зажимаются пружинами, укреплены шестерня 51 и венец 52, которые входят в зацепление с шестернями 35 и 34.
Если диск 38, передвигаясь, прижимает диск 50 к корпусу 40, — вращение от последнего передается валу 32. Шестерня 34, находящаяся в зацеплении с венцом 52, будет вращать корпус муфты 29 с малой угловой скоростью. При передвижении диска 38 в противоположную сторону с корпусом 40 соединится диск 37, от которого через вал 36 и шестерни 35 и 51 корпус 29 будет вращаться С большой угловой скоростью, так как передаточное число шестерен 35 и 51 меньше передаточного числа зубчатой пары 34 и 52.
Вал 30, на шлицы которого насажены диски муфты предельного момента, через коническую пару 31 соединен с вертикальным карданным валом 28, который в свою очередь через коническую пару 27 и карданный вал 26 (горизонтальный), коническую пару 22 и карданный вал 21 соединен с вертикальным червяком 20 редуктора..
Червяк 20 входит в зацепление с червячной шестерней 23, сидящей на общей шпонке с цилиндрической шестерней 19 на вспомогательном валу 18. На валу 18 на шпонках закреплены шкивы 14 ярусоподъемника и турачки 13. С шестерней 19 находится в зацеплении колесо 24, сидящее на шпонке на ваерном валу 11. На ваерном валу 11 имеются два ваерных барабана 25, которые соединяются с валом фрикционными муфтами 15, диски которых сжимаются пружинами. Муфты 15 могут выключаться гидравлическими сервомоторами 6. Барабаны 25 имеют ленточные тормоза 16, которые зажимаются гидравлическими сервомоторами 17. По концам ваерного вала 11 на шпонках закреплены одинарные турачки 12.
Ваероукладчики приводятся в движение от ваерных барабанов 25 посредством закрепленных на них звездочек 10. Последние пластинчатыми цепями связаны со звездочками 9, на валах которых закреплены звездочки 1 меньшего диаметра. Они вторыми цепными передачами вращают звездочки 2, которые кулачковыми муфтами 3, управляемыми маховиками 5, можно соединять с ходовыми винтами 8 ваероукладчиков. Ходовые винты 8 передвигают каретки 7, направляющие ваера. Винты 8 можно вращать вручную маховиками 4.
Устройство ваероукладчиков лебедки ЛДТр-1 сходно с устройством ваероукладчиков лебедки ЛЭТр-3.
На рис. 8 показан ваерный вал лебедки и его детали. Ваерный вал 7 лежит на четырех сферических роликоподшипниках, два из которых 1 закреплены в корпусе 2 редуктора и два 11— в стойках 13 станины. Вал 7 несет два ваерных барабана 8, которые могут вращаться на сферических роликоподшипниках 9 и 26. Барабаны 8 сварно-литой конструкции имеют внутренние реборды 6, отлитые заодно с тормозными шкивами. Внутри тормозного шкива находятся стальные диски 4 и 5, имеющие жесткую связь с барабаном и перемещающиеся в осевом направлении. Между этими дисками находятся диски 24, фрикционные поверхности которых покрыты ферродо, укрепленным заклепками. Диски 24 связаны с валом 7 муфтами 25, надетыми на шлицы вала. Диски 4, 5 и 24 прижимаются друг к другу пружинами, находящимися в стаканах 21, которые создают усилие 3500 кГ, что обеспечивает фрикционной муфте передачу крутящего момента на барабан не более предельно допустимого.
Для разъединения барабана 8 с валом 7 служит муфта 19, передвигающаяся вдоль вала 7. Нажимая на ее внешнюю часть, свободно вращающуюся на коническом роликоподшипнике 20, поворачивают рычаги 22, связанные с тягами 23, и выжимают их вместе с диском 4. Диск 4 отодвинется от диска 24, и фрикционные диски освободятся от нажима пружин, а барабан 8 будет разъединен с валом 7. Нажим на муфту 19 осуществляется гидравлическим приводом. В силовой цилиндр 14 поступает масло под давлением 10—12 кГ/см2 и давит на поршень 15, шток 16 которого шарнирно связан с рычагом 17. Этот рычаг посажен на вал кулачка 18, который, поворачиваясь, нажимает на муфту 19.
На наружной реборде ваерного барабана винтами закреплена звездочка 10 для привода ваероукладчика. На концах ваерного вала 7 на шпонках закреплены торцовыми шайбами литые турачки 12. Посередине вала 7 закреплено шпонками зубчатое колесо 3, установленное в корпусе редуктора.
На рис. 9 показан тормоз ваерного барабана с гидравлическим нажимом. Каждый тормозной шкив ваерного барабана охватывает две тормозные ленты 1, состоящие из двух половин, соединенных шарнирами 2. Ленты имеют асбестовую тормозную облицовку и угол охвата, равный 300 градусам. Ленты расположены рядом. Их нижние концы 3 шарнирно закреплены пальцем 6 на кронштейне 4, приваренном к фундаментной раме лебедки. Другие концы лент 1 с помощью талрепов 9 шарнирно соединены с серьгой 7, которая в свою очередь шарниром 8 соединена с рычагом 10. Конец рычага 10 имеет ось 5, закрепленную в кронштейне 4. Поворачивая рычаг 10, зажимают тормоз, причем серьга 7 распределяет равномерно силу затяжки между обеими лентами 1. Поворот рычага 10 производится гидравлическим приводом.
На кронштейне 18, закрепленном болтами на фундаментной раме лебедки, с помощью пальца 17 закреплен гидравлический цилиндр 15. Он может качаться на пальце 17. Масло к цилиндру 15 поступает по трубопроводу через штуцер 16. В цилиндре передвигается поршень 14, уплотненный кожаной манжетой, который жестко соединен со штоком 11. Нижний конец этого штока шарнирно соединен с рычагом 10. Поршень всегда находится в верхнем крайнем положении, в которое его отжимает пружина 13, упирающаяся в крышку 12 цилиндра. Шток 11 свободно проходит сквозь отверстие в крышке 12. Пружина, прижимая поршень 14, передвигает конец рычага 10 и растормаживает ваерный барабан.
При поступлении в цилиндр 15 масло с давлением 10—12 кГ/см2 толкает поршень, передвигая его и зажимая тормоз. При отсутствии давления масла пружина 13 передвигает поршень вверх и освобождает барабан.
На рис. 10 показан вспомогательный вал лебедки в сборе. Вспомогательный вал 1 с червячным колесом 4 и цилиндрической шестерней 3, посаженными на общей шпонке 2, лежит на двух конических роликоподшипниках 6, закрепленных в корпусе 5 редуктора, и на двух сферических роликоподшипниках 8 выносных стоек 10. По концам вала на шпонках посажены литые турачки 9, закрепленные торцовыми шайбами. У стоек 10 вспомогательный вал 1 имеет посаженные на шпонках шкивы 7 для выборки яруса.
На рис. 11 показан червячно-цилиндрический редуктор лебедки в разрезе по валу червяка 19. Редуктор состоит из червячной пары и пары цилиндрических шестерен (см. кинематическую схему лебедки, приведенную на рис. 7), заключенных в литой чугунный корпус 7, служащий им масляной ванной. Корпус 7 имеет горизонтальный разъем по осям ваерного 6 и вспомогательного 9 валов. Устройство шестерен редуктора и подшипников валов лебедки показано на рис. 8 и 10.
Вертикальный червяк 19, соединенный карданным шарниром 11 с валом привода лебедки, находится в зацеплении с червячной шестерней 10, укрепленной на шпонке вспомогательного вала 9. Шестерня 10 имеет съемный бронзовый венец, закрепленный упорным буртом и нарезными штифтами. Червяк установлен на шарикоподшипниках, смонтированных во втулках 16 и 22, которые удерживаются в гнездах корпуса крышками 13 и 1, закрепленными шпильками.
На червяке 19 внутренние обоймы подшипников удерживаются упорными втулками 17 и 20 с маслоотбойными выступами и закреплены гайками 14 и 2. Нижний конец червяка 19 проходит сквозь отверстие в крышке 13, уплотненное сальником 12, и лежит в шарикоподшипнике 15, наружная обойма которого может перемещаться при тепловом расширении червяка по втулке 16. Под упорную втулку 17 подложен маслоотбойник 18, препятствующий попаданию масла из масляной ванны в полость подшипника 15, смазываемого консистентной смазкой. Во втулке 22 установлены три опорно-упорных подшипника 21, из которых верхние поддерживают червяк 19, а нижний не дает ему перемещаться кверху. Наружные обоймы подшипников 21 фиксируются крышкой 1.
Корпус 7 редуктора имеет внизу спускные пробки 8, а вверху — смотровую крышку 3 и отдушину 4. Части корпуса собраны на болтах, под гайки которых подложены пружинные шайбы. Корпус имеет рымы 5 для подъема его крышки и рымы-приливы на нижней поверхности фланцев.
На рис. 12 показана угловая передача, соединяющая вертикальный вал промежуточной передачи привода с горизонтальным карданным валом. Передача заключена в чугунный корпус 23 с крышкой 22, поставленной на прокладку и закрепленной шпильками. В нижней части корпуса 23 есть спускная пробка, а крышка 22 имеет пробку для налива масла.
Вертикальный вал 19 установлен на шарикоподшипниках 3 и 17, смонтированных во втулках 2 и 16 с крышками 5 и 18. Крышка 18, сквозь которую проходит выступающий из корпуса конец вала 19, снабжена сальником. Верхний шарикоподшипник 3 может иметь осевое перемещение во втулке 2. Внутренние обоймы шарикоподшипников закреплены на валу 19 гайками 4. Нижний подшипник 17 упирается в бурт вала 19, а верхний 3 — в упорную втулку 1 с маслоотбойным выступом, упирающуюся в ступицу конической шестерни 6. Последняя находится в зацеплении с конической шестерней 7 горизонтального вала 14. Чтобы масло не попадало в нижний подшипник 17, вал 19 проходит сквозь втулку 20 с уплотнением вверху, которая закреплена болтами на торце втулки 16.
Конические шестерни 6 и 7 сидят на валах 19 и 14 на шпонках и закреплены гайками 21 и 15. Горизонтальный вал 14 лежит в шарикоподшипниках 9 и 12, смонтированных во втулках 8 и 11, причем подшипник 9 может перемещаться во втулке 8. Подшипник 12 удерживается крышкой 13, сквозь отверстие которой проходит конец вала 14. Внутренняя обойма подшипника 12 упирается в бурт вала 14. В нее упирается промежуточная втулка 10, к которой прижата обойма подшипника 8. Ступица шестерни 7, закрепленная гайкой 15, крепит внутренние обоймы подшипников 9 и 12, причем между ступицей и подшипником 9 поставлено упорное кольцо.
К выступающим концам валов 19 и 14 прикрепляются гайками на шлицах карданные шарниры валов передачи.
Промежуточная передача лебедки, принцип Действия которой ясен из кинематической схемы лебедки (см. рис. 7), представляет собой агрегат, состоящий из следующих устройств:
1. Реверсивного механизма для выбирания или травления ваеров при неизменном направлении вращения вала двигателя.
2. Коробки скоростей для изменения скорости выбирания ваера при неизменном числе оборотов вала двигателя. На первой скорости передаточное отношение от двигателя к червяку редуктора лебедки равно 1500:500 = 3, а на второй скорости — 1500:1000 = 1,5.
3. Фрикционного дискового тормоза, сблокированного гидравлической системой с реверсивным механизмом таким образом, что при включении механизма на выбирание или травление тормоз освобождается и, наоборот, при выключении передачи — холостом ходе — тормоз автоматически зажимается и стопорит лебедку.
4. Фрикционной предельной муфты, отрегулированной на максимально допустимый крутящий момент.
5. Масляного насоса, обслуживающего гидравлическую систему управления лебедкой.
6. Сервомоторов управления реверсивным механизмом и механизмом переключения скоростей.
Промежуточная передача лебедки ЛДТр-1 изображена на рис. 13. Вал вспомогательного двигателя К-150 соединен с входным валом промежуточной передачи, на конце которого закреплена коническая шестерня 59, находящаяся в зацеплении с коническими шестернями 58 и 60 реверсивного механизма (шестерня 58 — для выбирания, а шестерня 60 — для травления ваеров).
Направление и скорость вращения приводного вала переключаются двумя двухдисковыми фрикционными муфтами, смонтированными в общем корпусе 8, который свободно вращается в роликоподшипниках 56 и 12. Шестерня 58 надета на трубчатый вал 54, установленный на шарикоподшипниках 57 и 52. На конце вала имеется фрикционный диск 51. Шестерня 60 насажена на вал 55, проходящий внутри вала 54, причем на торце вала 55 имеется также фрикционный диск 49. Другой конец вала 55 лежит в шарикоподшипнике 61 и шлицевой муфтой соединен с валом лопастного масляного насоса 62 системы управления лебедкой.
Диски 51 и 49 могут поочередно соединяться с корпусом 8 муфты передвижением диска 50. При этом один из них зажимается между диском 50 и стенкой корпуса 8. Диск 50 шарнирно соединен тягами 7 с кулачками 5, в развилки которых входят ролики 67. Последний представляет собой шарикоподшипник, ось которого находится в вилке 66. Вилка 66 вставлена в стаканчик 4, качающийся на цапфах в отверстиях кронштейна 6, закрепленного на корпусе 8. Оси кулачков 5 также установлены на кронштейнах 6. Ролики 67 прижимаются к кулачкам 5 пружинами 65, находящимися в стаканчиках 4.
Стаканчики 4 тягами 3 соединены с муфтой 2, которая передвигается вдоль корпуса 8. На эту муфту надет шарикоподшипник, а на его наружную обойму — муфта 53 с цапфами. Последняя в свою очередь передвигается вилкой 1, в пазы которой входят цапфы муфты 53. Вилка однозубым кулачком соединяется с муфтой 63, закрепленной на валу масляного сервомотора 64 реверсивного механизма, поворачивающего вилку /.
При повороте вилки 1 передвигается муфта 53 и ее внутренняя часть — муфта 2, которая тягами 3 поворачивает стаканчики 4. Ролики 67 катятся по плоскостям развилки кулачков 5, пружины 65 сжимаются и передают свои усилия через тяги 7 нажимному диску 50. Эти усилия будут тем больше, чем дальше ролик отойдет от оси вращения кулачка 5, так как сжимается пружина и увеличивается плечо. Кулачки 5 повернутся и, потянув тяги 7, прижмут диск 50 к диску 51 или к диску 49, тогда лебедка будет работать на выбирание или травление ваеров.
При среднем положении муфты 53 ролики 67 находятся во впадинах развилок кулачков 5. Между поверхностями кулачка и ролика желателен зазор в пределах 0,2—0,3 мм. Такое положение соответствует холостому ходу двигателя (привод лебедки находится в положении «стоп»).
Скорости переключаются следующим образом. Во второй половине корпуса муфты 8 находятся фрикционные диски 48 и 46, между которыми помещен нажимной диск 47. Он передвигается с помощью муфты 44 таким же устройством, как у реверсивного механизма.
Диск 46 сидит на торце трубчатого вала 10, опирающегося на шарикоподшипники 45 и 43. На другом конце этого вала закреплена шестерня 42 большой скорости. Диск 48 закреплен на торце вала 9, проходящего внутри вала 10. На другом конце вала 9 закреплена шестерня 41 малой скорости. Конец вала 9 опирается на шарикоподшипник 40, и на шлицы вала насажены диски 38 тормоза.
Шестерня 42 находится в зацеплении с шестерней 15, насаженной на ступицы шестерни 17 и закрепленной на ней нарезными штифтами. Шестерня 17 в свою очередь находится в зацеплении с шестерней 41. Шестерни 15 и 17 установлены на бронзовых втулках на валу 13 и соединены с ним с помощью предельной фрикционной муфты с дисками 16. Диски сжимаются пружинами 18, нажатие которых регулируется болтами 20. Пружины находятся в стаканах крышки 19. у
Вал 13 смонтирован на шарикоподшипниках 14 и 22. На его конец насажена на шпонке и закреплена гайкой коническая шестерня 23. На шлицы вала 13 насажены диски 16 предельной муфты. Шестерня 23 находится в зацеплении с конической шестерней 26 выходного вала 24 промежуточной передачи, смонтированного на шарикоподшипниках 25 и 30. Для предохранения от попадания масла в подшипник 30 вал 24 проходит с уплотнением сквозь втулку 28, закрепленную болтами на обойме 29 подшипника 30. Вал 24 выходит из корпуса промежуточной передачи через крышку с уплотнением.
При переключении скоростей передвижением диска 47, который соединяет диски 48 или 46 с корпусом 8 муфты, будут вращаться валы 10 или 9. Эти валы передают вращение шестерням 42 или 41, находящимся в зацеплении с шестернями 15 или 17, и валу 13, который через конические шестерни 23 и 26 передает вращение выходному валу 24 промежуточной передачи.
Фрикционный тормоз холостого хода имеет диски 38, насаженные на вал 9. Эти диски находятся между дисками, сидящими на шлицах в обойме 37, закрепленной в корпусе 39 передачи. Нажатие на диски производится тарелкой 36, закрепленной на штоке 34, который имеет большой 33 и малый 32 гидравлические поршни, находящиеся в цилиндре 31. Нажатие на диски производится пружинами 35, надетыми на штыри тарелки 36, и напором на малый поршень 32 масла из гидравлической системы, в которой поддерживается рабочее давление 12 кПсм2.
Когда лебедка выбирает или травит ваера, тормоз отключен — нажимная тарелка 36 отжимается от дисков 38 давлением масла на большой гидравлический поршень 33 ее штока.
Промежуточная передача смонтирована в литом чугунном корпусе 39 с тремя закрытыми полостями, которые служат масляными ваннами для конических шестерен реверсивного механизма, для шестерен коробки скоростей и конических шестерен выходной передачи. Корпус передачи 39 имеет горизонтальные разъемы по осям валов. Под гайки болтов, соединяющих фланцы корпуса, подложены пружинные шайбы. Все подшипники Находятся в обоймах, смонтированных в расточенных гнездах корпуса 39, и удерживаются крышками, которые закреплены шпильками. Масляные ванны снабжены смотровыми крышками 27, вентиляционными головками 21 и спускными пробками. Двойная фрикционная дисковая муфта закрыта кожухом // из листовой стали, закрепленным шпильками.
Гидравлическая система управления траловой лебедки ЛДТр-1 показана на рис. 14. Из бачка 12 с масломерным стеклом 13 и воздушной трубкой 11 масло в систему подается лопастным насосом 14. В качестве рабочей жидкости здесь применяется трансформаторное масло ГОСТ 982—53, хорошо работающее в условиях низких температур. От насоса 14 масло по трубе 16 подается в систему через шариковый невозвратный клапан 15. К системе подключен воздушный аккумулятор давления 8, снабженный разгрузочным клапаном 10, который служит для удержания в системе определенного давления, контролируемого манометром 9. Разгрузочный клапан представляет собой обычный пружинный предохранительный клапан, устанавливаемый на рабочее давление в системе, равное 12 кГ/см2.
При повышении давления в системе разгрузочный клапан 10 перепускает масло из напорной магистрали 16 в сливную трубу 7, по которой масло стекаёт в бачок 12.
Из трубы 16 по трубам 6 и 23 масло подводится к кранам 5 управления лебедкой и крану 24 управления сервомоторами промежуточной передачи. Краны 5 управления лебедкой смонтированы на посту управления лебедкой и позволяют одному человеку производить все необходимые манипуляции лебедкой при работе с тралом. Кран 5 управляет силовым цилиндром / тормоза и силовым Цилиндром 3 выключения фрикционной муфты ваерного барабана. Кранов 5 два — по одному на каждый ваерный барабан.
Рассмотрим работу крана управления лебедкой по основным положениям его рукоятки на посту управления.
1. Положение рукоятки, соответствующее надписи на шкале «выбирать». Пробка крана 5 перекрыла доступ масла из напорной трубы 6 к трубам 2 и 4, соединенным с силовыми цилиндрами 1 и 3. Теперь пробка крана соединила трубы 2 и 4 с патрубками корпуса крана, соединенными со сливной трубой 7, по которой масло из силовых цилиндров вытекло в масляный бак 12. Фрикционы барабанов включены, а тормоза освобождены.
2. При положении рукоятки, соответствующем надписи на шкале «холостой ход», пробка крана 5 открыла доступ масла из трубы6 к трубе 4, по которой масло поступает в силовой цилиндр 3 фрикциона. Действуя на поршень цилиндра 3, масло освобождает фрикционную муфту ваерного барабана. Тормозной цилиндр 1 трубой 2 через пробку крана 5 сообщается со сливной трубой 7. Таким образом, тормоз барабана освобожден и барабан может свободно вращаться.
3. При положении рукоятки, соответствующем надписи «тормоз», пробка крана 5 соединяет трубы 2 и 4 с напорной трубой 6. Масло поступает в силовые цилиндры 1 и 3, зажимает тормоз и освобождает фрикцион барабана.
4. Если нужно травить ваера, то, притормаживая барабаны, ставят ручку крана 5 в промежуточную позицию между положениями «травить» и «тормоз». В этом случае масло поступает в силовой цилиндр 3 фрикциона, освобождая фрикционные диски ваерного барабана, а труба 2 силового цилиндра 1 тормоза перекрывается пробкой крана. Делая резкое движение рукояткой крана из промежуточного положения в положение «тормоз» и обратно, подают порцию масла в силовой цилиндр 1 тормоза и запирают его, тем самым затормаживая ваерный барабан. Резким движением рукоятки крана из промежуточного положения в положение «травить» и обратно выпускают порцию масла из силового цилиндра тормоза, тем самым растормаживая ваерный барабан. Меняя частоту движений, можно подобрать требуемую скорость травления ваера.
К распределительному крану 24, управляющему сервомоторами промежуточной передачи, который закреплен на ее корпусе, масло подводится по трубе 23. Кран управляется рукояткой с поста управления лебедкой, которая связана с пробкой крана тросиковой передачей. Поворачивая пробку крана 24, которая имеет пять различных положений, получают различные скорости и направления движения ваеров. Рассмотрим эти положения.
1. Когда рукоятка управления краном поставлена в положение «выбирать I скорость», масло, поступающее в кран 24 по трубе 23, распределяется им в трех направлениях:
а) по трубе 26 поступает в цилиндр дискового тормоза 29 промежуточной передачи и, передвигая его поршень, выключает тормоз и освобождает механизм лебедки;
б) по трубам 22 и 17 поступает в цилиндр трехпозиционного сервомотора 19, поршень которого передвигается влево и тем самым включает фрикцион реверса, соответствующий вращению ваерного вала в направлении «выбирать»;
в) по трубе 27 идет в картер сервомотора 28 коробки скоростей и передвигает поршень сервомотора влево, включая фрикцион первой скорости.
Из картера сервомотора 19 масло по трубе 25 через золотник тормоза 29, трубу 21, пробку крана 24 и трубы 20 и 18 уходит в сливную трубу 7.
Из цилиндра сервомотора 28 масло по трубе 30 через пробку крана 24 и трубы 20 и 18 уходит в трубу 7.
2. Когда рукоятка поставлена в положение «выбирать II скорость», подведенное к крану 24 масло распределяется в направлениях:
а) по трубе 26 поступает в цилиндр тормоза 29 и освобождает тормоз;
б) по трубам 22 и 17 поступает в цилиндр сервомотора 19 реверса и передвигает его поршень в положение «выбирать»;
в) по трубе 30 поступает в цилиндр сервомотора 28 коробки скоростей, передвигает его поршень вправо и тем самым включает фрикцион второй скорости.
Из картера сервомотора 28 масло по трубе 27 через пробку крана 24, трубы 20 и 18 попадает в сточную трубу 7.
3. При положении «стоп» рукоятки крана 24 масло распределяется следующим образом:
а) по трубам 22 и 17 поступает в цилиндр трехпозиционного сервомотора 19 и цилиндр золотника тормоза 29. Так как доступ масла по трубе 26 в цилиндр тормоза прекращается, то под действием пружин тормоз зажимается, а поршень его золотника открывает доступ масла в трубу 25, соединенную с картером трехпозиционного сервомотора 19. В результате масло под давлением будет находиться в картере и полости цилиндра сервомотора 19. Так как площадь поршнй, на которую давит масло со стороны крышки цилиндра, меньше площади поршня слева — со стороны картера, то поршень будет двигаться вместе с манжетой до тех пор, пока манжета своим буртом не упрется в торец цилиндра. Это произойдет при среднем положении поршня. Нажимной диск фрикционов реверса станет в среднее положение, и фрикционы будут свободно вращаться, разъединив механизм лебедки с валом двигателя, который будет работать на холостом ходу.
Труба 18 служит для слива масла, которое может попасть в кольцевую полость сервомотора 19 через зазоры между манжетами, поршнем и корпусом;
б) масло, идущее по трубе 21 к золотнику тормоза 29, запирается им и дальнейшего движения не имеет;
в) масло, идущее по трубе 30, протекает в полость цилиндра сервомотора 28 коробки скоростей.
4. При положении рукоятки крана 24, соответствующем надписи на.шкале «травить I скорость», масло распределяется так:
а) по трубе 26 поступает в цилиндр тормоза 29 и освобождает тормоз;
б) по трубе 21 поступает к золотнику тормоза и через него — по трубе 25 в картер сервомотора 19 реверса, передвигая его поршень вправо и включая тем самым фрикцион реверса, соответствующий вращению ваерного вала в направлении «травить»;
в) по трубе 27 поступает в картер сервомотора 28 и передвигает его поршень влево, включая фрикцион первой скорости.
Масло из цилиндра сервомотора 19 по трубам 17 и 22, через пробку крана 24, трубы 20 и 18 сливается в трубу 7. Масло из цилиндра сервомотора 28 по трубе 30 через пробку крана 24 и трубы 20 и 18 уходит в трубу 7.
5. Когда рукоятка управления поставлена в положение «травить II скорость», масло распределяется следующим образом:
а) по трубе 26 поступает в цилиндр тормоза 29 и освобождает тормоз;
б) по трубе 21 поступает через золотник тормоза 29 в трубу 25, а из нее в картер сервомотора реверса 19, передвигая его поршень вправо, что соответствует вращению ваерного вала в направлении «травить»;
в) по трубе 30 поступает в цилиндр-сервомотора 28 и передвигает его поршень вправо, включая фрикцион второй скорости.
Масло из цилиндра сервомотора 19 по трубам 17 и 22 через пробку крана 24, трубы 20 и 18 сливается в трубу 7. Масло из картера сервомотора 28 по трубе 27 через пробку крана 24, трубы 20 и 18 уходит в трубу 7.
На рис. 15 показано расположение крана управления 24 и сервомоторов 19 и 28 на корпусе промежуточной передачи лебедки. ЛДТр-1. Детали системы и трубы, показанные на рисунке, имеют нумерацию, соответствующую схеме гидросистемы управления лебедкой, показанной на рис. 14. На том же рисунке вверху показано устройство крана управления сервомоторами. В чугунном корпусе 1 на двух шарикоподшипниках 7 вращается притертая к корпусу стальная пробка 8, имеющая на своей поверхности пазы, строго согласованные с отверстиями в корпусе 1. Пазы в пробке и отверстия в корпусе крана пояснены сечениями А, Б и В. Корпус крана имеет глухую крышку 6 и крышку 5 с отверстием для прохода хвостовику пробки, которое, уплотнено резиновым кольцом. Крышки крепятся болтами с пружинными шайбами. На хвостовике пробки 8 на шпонке сидит ролик 4, закрепленный гайкой, под которую подложена шайба. К ролику крепится тросик передачи с поста управления. Ролик 4 имеет стрелку 3, закрепленную винтами, которая указывает на шкале 2 рабочие положения крана. Работа крана пояснена схемами 1,1,3,4 и 5 его включения, нумерация их соответствует порядку, которого мы придерживались при описании различных положений пробки крана.
На рис. 16 показаны сервомоторы системы управления промежуточной передачей. Слева — трехпозиционный сервомотор реверса. Корпус 2 цилиндра, картер 5 и крышка 1 сервомотора чугунные, соединены между собой шпильками. Для крепления к корпусу промежуточной передачи корпус 2 имеет лапы. Поршень 12 сервомотора и его манжеты 3 стальные. В двойном днище поршня 12 находится болт 13 с вильчатой головкой, в отверстия которой вставлен палец 11. Этим пальцем поршень 12 шарнирно соединен с шатуном 4. Последний в свою очередь шарнирно соединен с концом мотыля 6, сидящего на шпонке вала 7. Вал уложен в бронзовые втулки 8, запрессованные в отверстия картера. Выходной конец вала 7 уплотнен двумя резиновыми кольцами, а торец закрыт крышкой 9, закрепленной шпильками. Крайние положения поршня 12 устанавливаются регулировочными болтами 14 — ограничителями хода поршня, которые закрыты колпачковыми гайками. Для спуска масла в крышке цилиндра и в картере имеются отверстия, закрытые нарезными пробками 10.
Справа на рис. 16 изображен сервомотор коробки скоростей. Этот сервомотор отличается от описанного выше трехпозиционного сервомотора тем, что его поршень не имеет манжет. В остальном конструкция обоих сервомоторов аналогична и не требует пояснений.
На рис. 17 изображен пост управления лебедкой ЛДТр-1, находящийся на палубе у лебедки. Пост установлен на сварной тумбе, к ее фланцу болтами прикреплена литая головка 2, на которой и монтируются органы управления.
Головка 2 имеет валики со шкивами тросиковых передач управления двигателем и краном управления сервомоторами промежуточной передачи. На выступающих с обеих сторон головки 2 концах валиков надеты рукоятки 1 и 3. Рукоятка 1 связана тросиковой передачей с рычагом топливного насоса двигателя и имеет автоматическую фиксацию в любом приданном ей положении. Рукоятка 3 связана с краном управления сервомоторами промежуточной передачи. Рукоятки имеют стрелки, указывающие их положения согласно шкалам, закрепленным на головке 2. Характерные положения рукоятки крана управления рассмотрены выше.
К головке 2 болтами крепится корпус 5 с двумя кранами 10 управления ваерными барабанами. Каждая пробка 10 крана вращается на двух шарикоподшипниках 8. На хвостовике пробки на шпонке сидит рукоятка 4 управления соответствующим барабаном, закрепленная гайкой. Хвостовик пробки проходит сквозь отверстие в крышке 11, уплотненное композитной манжетой. Крышка 11 крепится к фланцу корпуса 5 болтами с пружинными шайбами. Между средними шарикоподшипниками 8 поставлено дистанционное кольцо 7 с отверстиями для прохода масла внутрь сверлений пробок. Каждая пробка в осевом направлении фиксируется болтом 9, входящим в ее паз. Пробки кранов в рабочих положениях закрепляются специальными фиксаторами 6, шарики которых входят в соответствующие углубления на их поверхностях. Рабочие положения рукояток 4 указываются шкалами, закрепленными на корпусе 5. Рабочие положения кранов 10 управления ваерными барабанами были разобраны выше.
Лебедкой этого типа оборудованы рыболовные сейнеры РС-300 отечественной постройки с главным двигателем мощностью 300 л. с. Она предназначена для выборки ваеров трала, стяжного троса кошелькового невода, вожака дрифтерных сетей, а также для грузовых операций.
Лебедка приводится в действие от вспомогательного двигателя К-150 мощностью 80 л. с. при 1500 об/мин, находящегося в моторном отделении, через редуктор промежуточной передачи и три карданных вала с двумя угловыми передачами. Редуктор промежуточной передачи имеет реверсивный механизм, двухскоростную передачу, фрикционную муфту предельного момента и фрикционный тормоз холостого хода лебедки. Реверсивный механизм и механизмы перемены скоростей переключаются спаренной дисковой фрикционной муфтой, управляемой двумя гидравлическими сервомоторами.
Траловая лебедка ЛДТр-1, показанная на рис. 6, имеет сварную раму 4, на которой смонтированы редуктор /, линия ваерного вала 2, линия вспомогательного вала 3 и ваероукладчики 5. На ваерном валу расположены ваерные барабаны 6 и одинарные турачки 7. На вспомогательном валу, кроме турачек 9, устанавливаются шкивы. 8 с клиновыми пазами, предназначенные для выбирания ярусов. На некоторых лебедках вместо шкивов 8 установлены небольшие барабаны, соединяемые с валом кулачковыми муфтами, которые предназначаются для обслуживания грузовых операций.
На рис. 7 показана кинематическая схема лебедки вместе с приводом. Вал вспомогательного двигателя 47 соединен с конической шестерней 46 промежуточной передачи, находящейся в зацеплении с коническими шестернями 42 и 44. Шестерня 42, работающая при выбирании ваера, насажена на трубчатый вал 41, а шестерня 44, работающая при травлении ваера, — на вал 43, проходящий внутри вала 41. Вал 43 приводит в действие масляный насос 45, обслуживающий систему управления лебедкой. На концах валов 41 и 43 закреплены фрикционные диски 48 и 39, находящиеся в корпусе 40 муфты. Между дисками 48 и 39 расположен подвижной фрикционный диск 49, передвигаемый гидравлическим сервомотором. Если диск 49 передвинется и прижмет диск 48 к стенке корпуса 40 муфты, с корпусом 40 соединится диск 48 с валом 41. Тогда вращение от вала двигателя через шестерни 46 и 42 и вал 41 передастся корпусу 40 муфты, и лебедка будет работать на выбирание ваера. Чтобы корпусу 40 муфты сообщить вращение в обратную сторону, диск 49 передвигают в противоположном направлении, и он прижимает диск 39 к стенке корпуса 40. Теперь вращение от шестерни 46 к корпусу 40 муфты будет передаваться через шестерню 44 и вал 43. Так осуществляется реверс привода лебедки.
Во второй половине корпуса 40 муфты, разделенного перегородкой, помещены фрикционные диски 50 и 37, между которыми находится диск 38, передвигаемый гидравлическим сервомотором. Диск 37 закреплен на трубчатом валу 36, а диск 50 — на валу 32, проходящем внутри вала 36. На валах 36 и 32 закреплены шестерни 35 и 34. На конце вала 32 на шлицах насажены диски фрикционного тормоза 33, который зажимается гидравлическим сервомотором при разъединении механизма лебедки и двигателя.
На корпусе 29 муфты предельного момента, диски которой зажимаются пружинами, укреплены шестерня 51 и венец 52, которые входят в зацепление с шестернями 35 и 34.
Если диск 38, передвигаясь, прижимает диск 50 к корпусу 40, — вращение от последнего передается валу 32. Шестерня 34, находящаяся в зацеплении с венцом 52, будет вращать корпус муфты 29 с малой угловой скоростью. При передвижении диска 38 в противоположную сторону с корпусом 40 соединится диск 37, от которого через вал 36 и шестерни 35 и 51 корпус 29 будет вращаться С большой угловой скоростью, так как передаточное число шестерен 35 и 51 меньше передаточного числа зубчатой пары 34 и 52.
Вал 30, на шлицы которого насажены диски муфты предельного момента, через коническую пару 31 соединен с вертикальным карданным валом 28, который в свою очередь через коническую пару 27 и карданный вал 26 (горизонтальный), коническую пару 22 и карданный вал 21 соединен с вертикальным червяком 20 редуктора..
Червяк 20 входит в зацепление с червячной шестерней 23, сидящей на общей шпонке с цилиндрической шестерней 19 на вспомогательном валу 18. На валу 18 на шпонках закреплены шкивы 14 ярусоподъемника и турачки 13. С шестерней 19 находится в зацеплении колесо 24, сидящее на шпонке на ваерном валу 11. На ваерном валу 11 имеются два ваерных барабана 25, которые соединяются с валом фрикционными муфтами 15, диски которых сжимаются пружинами. Муфты 15 могут выключаться гидравлическими сервомоторами 6. Барабаны 25 имеют ленточные тормоза 16, которые зажимаются гидравлическими сервомоторами 17. По концам ваерного вала 11 на шпонках закреплены одинарные турачки 12.
Ваероукладчики приводятся в движение от ваерных барабанов 25 посредством закрепленных на них звездочек 10. Последние пластинчатыми цепями связаны со звездочками 9, на валах которых закреплены звездочки 1 меньшего диаметра. Они вторыми цепными передачами вращают звездочки 2, которые кулачковыми муфтами 3, управляемыми маховиками 5, можно соединять с ходовыми винтами 8 ваероукладчиков. Ходовые винты 8 передвигают каретки 7, направляющие ваера. Винты 8 можно вращать вручную маховиками 4.
Устройство ваероукладчиков лебедки ЛДТр-1 сходно с устройством ваероукладчиков лебедки ЛЭТр-3.
На рис. 8 показан ваерный вал лебедки и его детали. Ваерный вал 7 лежит на четырех сферических роликоподшипниках, два из которых 1 закреплены в корпусе 2 редуктора и два 11— в стойках 13 станины. Вал 7 несет два ваерных барабана 8, которые могут вращаться на сферических роликоподшипниках 9 и 26. Барабаны 8 сварно-литой конструкции имеют внутренние реборды 6, отлитые заодно с тормозными шкивами. Внутри тормозного шкива находятся стальные диски 4 и 5, имеющие жесткую связь с барабаном и перемещающиеся в осевом направлении. Между этими дисками находятся диски 24, фрикционные поверхности которых покрыты ферродо, укрепленным заклепками. Диски 24 связаны с валом 7 муфтами 25, надетыми на шлицы вала. Диски 4, 5 и 24 прижимаются друг к другу пружинами, находящимися в стаканах 21, которые создают усилие 3500 кГ, что обеспечивает фрикционной муфте передачу крутящего момента на барабан не более предельно допустимого.
Для разъединения барабана 8 с валом 7 служит муфта 19, передвигающаяся вдоль вала 7. Нажимая на ее внешнюю часть, свободно вращающуюся на коническом роликоподшипнике 20, поворачивают рычаги 22, связанные с тягами 23, и выжимают их вместе с диском 4. Диск 4 отодвинется от диска 24, и фрикционные диски освободятся от нажима пружин, а барабан 8 будет разъединен с валом 7. Нажим на муфту 19 осуществляется гидравлическим приводом. В силовой цилиндр 14 поступает масло под давлением 10—12 кГ/см2 и давит на поршень 15, шток 16 которого шарнирно связан с рычагом 17. Этот рычаг посажен на вал кулачка 18, который, поворачиваясь, нажимает на муфту 19.
На наружной реборде ваерного барабана винтами закреплена звездочка 10 для привода ваероукладчика. На концах ваерного вала 7 на шпонках закреплены торцовыми шайбами литые турачки 12. Посередине вала 7 закреплено шпонками зубчатое колесо 3, установленное в корпусе редуктора.
На рис. 9 показан тормоз ваерного барабана с гидравлическим нажимом. Каждый тормозной шкив ваерного барабана охватывает две тормозные ленты 1, состоящие из двух половин, соединенных шарнирами 2. Ленты имеют асбестовую тормозную облицовку и угол охвата, равный 300 градусам. Ленты расположены рядом. Их нижние концы 3 шарнирно закреплены пальцем 6 на кронштейне 4, приваренном к фундаментной раме лебедки. Другие концы лент 1 с помощью талрепов 9 шарнирно соединены с серьгой 7, которая в свою очередь шарниром 8 соединена с рычагом 10. Конец рычага 10 имеет ось 5, закрепленную в кронштейне 4. Поворачивая рычаг 10, зажимают тормоз, причем серьга 7 распределяет равномерно силу затяжки между обеими лентами 1. Поворот рычага 10 производится гидравлическим приводом.
На кронштейне 18, закрепленном болтами на фундаментной раме лебедки, с помощью пальца 17 закреплен гидравлический цилиндр 15. Он может качаться на пальце 17. Масло к цилиндру 15 поступает по трубопроводу через штуцер 16. В цилиндре передвигается поршень 14, уплотненный кожаной манжетой, который жестко соединен со штоком 11. Нижний конец этого штока шарнирно соединен с рычагом 10. Поршень всегда находится в верхнем крайнем положении, в которое его отжимает пружина 13, упирающаяся в крышку 12 цилиндра. Шток 11 свободно проходит сквозь отверстие в крышке 12. Пружина, прижимая поршень 14, передвигает конец рычага 10 и растормаживает ваерный барабан.
При поступлении в цилиндр 15 масло с давлением 10—12 кГ/см2 толкает поршень, передвигая его и зажимая тормоз. При отсутствии давления масла пружина 13 передвигает поршень вверх и освобождает барабан.
На рис. 10 показан вспомогательный вал лебедки в сборе. Вспомогательный вал 1 с червячным колесом 4 и цилиндрической шестерней 3, посаженными на общей шпонке 2, лежит на двух конических роликоподшипниках 6, закрепленных в корпусе 5 редуктора, и на двух сферических роликоподшипниках 8 выносных стоек 10. По концам вала на шпонках посажены литые турачки 9, закрепленные торцовыми шайбами. У стоек 10 вспомогательный вал 1 имеет посаженные на шпонках шкивы 7 для выборки яруса.
На рис. 11 показан червячно-цилиндрический редуктор лебедки в разрезе по валу червяка 19. Редуктор состоит из червячной пары и пары цилиндрических шестерен (см. кинематическую схему лебедки, приведенную на рис. 7), заключенных в литой чугунный корпус 7, служащий им масляной ванной. Корпус 7 имеет горизонтальный разъем по осям ваерного 6 и вспомогательного 9 валов. Устройство шестерен редуктора и подшипников валов лебедки показано на рис. 8 и 10.
Вертикальный червяк 19, соединенный карданным шарниром 11 с валом привода лебедки, находится в зацеплении с червячной шестерней 10, укрепленной на шпонке вспомогательного вала 9. Шестерня 10 имеет съемный бронзовый венец, закрепленный упорным буртом и нарезными штифтами. Червяк установлен на шарикоподшипниках, смонтированных во втулках 16 и 22, которые удерживаются в гнездах корпуса крышками 13 и 1, закрепленными шпильками.
На червяке 19 внутренние обоймы подшипников удерживаются упорными втулками 17 и 20 с маслоотбойными выступами и закреплены гайками 14 и 2. Нижний конец червяка 19 проходит сквозь отверстие в крышке 13, уплотненное сальником 12, и лежит в шарикоподшипнике 15, наружная обойма которого может перемещаться при тепловом расширении червяка по втулке 16. Под упорную втулку 17 подложен маслоотбойник 18, препятствующий попаданию масла из масляной ванны в полость подшипника 15, смазываемого консистентной смазкой. Во втулке 22 установлены три опорно-упорных подшипника 21, из которых верхние поддерживают червяк 19, а нижний не дает ему перемещаться кверху. Наружные обоймы подшипников 21 фиксируются крышкой 1.
Корпус 7 редуктора имеет внизу спускные пробки 8, а вверху — смотровую крышку 3 и отдушину 4. Части корпуса собраны на болтах, под гайки которых подложены пружинные шайбы. Корпус имеет рымы 5 для подъема его крышки и рымы-приливы на нижней поверхности фланцев.
На рис. 12 показана угловая передача, соединяющая вертикальный вал промежуточной передачи привода с горизонтальным карданным валом. Передача заключена в чугунный корпус 23 с крышкой 22, поставленной на прокладку и закрепленной шпильками. В нижней части корпуса 23 есть спускная пробка, а крышка 22 имеет пробку для налива масла.
Вертикальный вал 19 установлен на шарикоподшипниках 3 и 17, смонтированных во втулках 2 и 16 с крышками 5 и 18. Крышка 18, сквозь которую проходит выступающий из корпуса конец вала 19, снабжена сальником. Верхний шарикоподшипник 3 может иметь осевое перемещение во втулке 2. Внутренние обоймы шарикоподшипников закреплены на валу 19 гайками 4. Нижний подшипник 17 упирается в бурт вала 19, а верхний 3 — в упорную втулку 1 с маслоотбойным выступом, упирающуюся в ступицу конической шестерни 6. Последняя находится в зацеплении с конической шестерней 7 горизонтального вала 14. Чтобы масло не попадало в нижний подшипник 17, вал 19 проходит сквозь втулку 20 с уплотнением вверху, которая закреплена болтами на торце втулки 16.
Конические шестерни 6 и 7 сидят на валах 19 и 14 на шпонках и закреплены гайками 21 и 15. Горизонтальный вал 14 лежит в шарикоподшипниках 9 и 12, смонтированных во втулках 8 и 11, причем подшипник 9 может перемещаться во втулке 8. Подшипник 12 удерживается крышкой 13, сквозь отверстие которой проходит конец вала 14. Внутренняя обойма подшипника 12 упирается в бурт вала 14. В нее упирается промежуточная втулка 10, к которой прижата обойма подшипника 8. Ступица шестерни 7, закрепленная гайкой 15, крепит внутренние обоймы подшипников 9 и 12, причем между ступицей и подшипником 9 поставлено упорное кольцо.
К выступающим концам валов 19 и 14 прикрепляются гайками на шлицах карданные шарниры валов передачи.
Промежуточная передача лебедки, принцип Действия которой ясен из кинематической схемы лебедки (см. рис. 7), представляет собой агрегат, состоящий из следующих устройств:
1. Реверсивного механизма для выбирания или травления ваеров при неизменном направлении вращения вала двигателя.
2. Коробки скоростей для изменения скорости выбирания ваера при неизменном числе оборотов вала двигателя. На первой скорости передаточное отношение от двигателя к червяку редуктора лебедки равно 1500:500 = 3, а на второй скорости — 1500:1000 = 1,5.
3. Фрикционного дискового тормоза, сблокированного гидравлической системой с реверсивным механизмом таким образом, что при включении механизма на выбирание или травление тормоз освобождается и, наоборот, при выключении передачи — холостом ходе — тормоз автоматически зажимается и стопорит лебедку.
4. Фрикционной предельной муфты, отрегулированной на максимально допустимый крутящий момент.
5. Масляного насоса, обслуживающего гидравлическую систему управления лебедкой.
6. Сервомоторов управления реверсивным механизмом и механизмом переключения скоростей.
Промежуточная передача лебедки ЛДТр-1 изображена на рис. 13. Вал вспомогательного двигателя К-150 соединен с входным валом промежуточной передачи, на конце которого закреплена коническая шестерня 59, находящаяся в зацеплении с коническими шестернями 58 и 60 реверсивного механизма (шестерня 58 — для выбирания, а шестерня 60 — для травления ваеров).
Направление и скорость вращения приводного вала переключаются двумя двухдисковыми фрикционными муфтами, смонтированными в общем корпусе 8, который свободно вращается в роликоподшипниках 56 и 12. Шестерня 58 надета на трубчатый вал 54, установленный на шарикоподшипниках 57 и 52. На конце вала имеется фрикционный диск 51. Шестерня 60 насажена на вал 55, проходящий внутри вала 54, причем на торце вала 55 имеется также фрикционный диск 49. Другой конец вала 55 лежит в шарикоподшипнике 61 и шлицевой муфтой соединен с валом лопастного масляного насоса 62 системы управления лебедкой.
Диски 51 и 49 могут поочередно соединяться с корпусом 8 муфты передвижением диска 50. При этом один из них зажимается между диском 50 и стенкой корпуса 8. Диск 50 шарнирно соединен тягами 7 с кулачками 5, в развилки которых входят ролики 67. Последний представляет собой шарикоподшипник, ось которого находится в вилке 66. Вилка 66 вставлена в стаканчик 4, качающийся на цапфах в отверстиях кронштейна 6, закрепленного на корпусе 8. Оси кулачков 5 также установлены на кронштейнах 6. Ролики 67 прижимаются к кулачкам 5 пружинами 65, находящимися в стаканчиках 4.
Стаканчики 4 тягами 3 соединены с муфтой 2, которая передвигается вдоль корпуса 8. На эту муфту надет шарикоподшипник, а на его наружную обойму — муфта 53 с цапфами. Последняя в свою очередь передвигается вилкой 1, в пазы которой входят цапфы муфты 53. Вилка однозубым кулачком соединяется с муфтой 63, закрепленной на валу масляного сервомотора 64 реверсивного механизма, поворачивающего вилку /.
При повороте вилки 1 передвигается муфта 53 и ее внутренняя часть — муфта 2, которая тягами 3 поворачивает стаканчики 4. Ролики 67 катятся по плоскостям развилки кулачков 5, пружины 65 сжимаются и передают свои усилия через тяги 7 нажимному диску 50. Эти усилия будут тем больше, чем дальше ролик отойдет от оси вращения кулачка 5, так как сжимается пружина и увеличивается плечо. Кулачки 5 повернутся и, потянув тяги 7, прижмут диск 50 к диску 51 или к диску 49, тогда лебедка будет работать на выбирание или травление ваеров.
При среднем положении муфты 53 ролики 67 находятся во впадинах развилок кулачков 5. Между поверхностями кулачка и ролика желателен зазор в пределах 0,2—0,3 мм. Такое положение соответствует холостому ходу двигателя (привод лебедки находится в положении «стоп»).
Скорости переключаются следующим образом. Во второй половине корпуса муфты 8 находятся фрикционные диски 48 и 46, между которыми помещен нажимной диск 47. Он передвигается с помощью муфты 44 таким же устройством, как у реверсивного механизма.
Диск 46 сидит на торце трубчатого вала 10, опирающегося на шарикоподшипники 45 и 43. На другом конце этого вала закреплена шестерня 42 большой скорости. Диск 48 закреплен на торце вала 9, проходящего внутри вала 10. На другом конце вала 9 закреплена шестерня 41 малой скорости. Конец вала 9 опирается на шарикоподшипник 40, и на шлицы вала насажены диски 38 тормоза.
Шестерня 42 находится в зацеплении с шестерней 15, насаженной на ступицы шестерни 17 и закрепленной на ней нарезными штифтами. Шестерня 17 в свою очередь находится в зацеплении с шестерней 41. Шестерни 15 и 17 установлены на бронзовых втулках на валу 13 и соединены с ним с помощью предельной фрикционной муфты с дисками 16. Диски сжимаются пружинами 18, нажатие которых регулируется болтами 20. Пружины находятся в стаканах крышки 19. у
Вал 13 смонтирован на шарикоподшипниках 14 и 22. На его конец насажена на шпонке и закреплена гайкой коническая шестерня 23. На шлицы вала 13 насажены диски 16 предельной муфты. Шестерня 23 находится в зацеплении с конической шестерней 26 выходного вала 24 промежуточной передачи, смонтированного на шарикоподшипниках 25 и 30. Для предохранения от попадания масла в подшипник 30 вал 24 проходит с уплотнением сквозь втулку 28, закрепленную болтами на обойме 29 подшипника 30. Вал 24 выходит из корпуса промежуточной передачи через крышку с уплотнением.
При переключении скоростей передвижением диска 47, который соединяет диски 48 или 46 с корпусом 8 муфты, будут вращаться валы 10 или 9. Эти валы передают вращение шестерням 42 или 41, находящимся в зацеплении с шестернями 15 или 17, и валу 13, который через конические шестерни 23 и 26 передает вращение выходному валу 24 промежуточной передачи.
Фрикционный тормоз холостого хода имеет диски 38, насаженные на вал 9. Эти диски находятся между дисками, сидящими на шлицах в обойме 37, закрепленной в корпусе 39 передачи. Нажатие на диски производится тарелкой 36, закрепленной на штоке 34, который имеет большой 33 и малый 32 гидравлические поршни, находящиеся в цилиндре 31. Нажатие на диски производится пружинами 35, надетыми на штыри тарелки 36, и напором на малый поршень 32 масла из гидравлической системы, в которой поддерживается рабочее давление 12 кПсм2.
Когда лебедка выбирает или травит ваера, тормоз отключен — нажимная тарелка 36 отжимается от дисков 38 давлением масла на большой гидравлический поршень 33 ее штока.
Промежуточная передача смонтирована в литом чугунном корпусе 39 с тремя закрытыми полостями, которые служат масляными ваннами для конических шестерен реверсивного механизма, для шестерен коробки скоростей и конических шестерен выходной передачи. Корпус передачи 39 имеет горизонтальные разъемы по осям валов. Под гайки болтов, соединяющих фланцы корпуса, подложены пружинные шайбы. Все подшипники Находятся в обоймах, смонтированных в расточенных гнездах корпуса 39, и удерживаются крышками, которые закреплены шпильками. Масляные ванны снабжены смотровыми крышками 27, вентиляционными головками 21 и спускными пробками. Двойная фрикционная дисковая муфта закрыта кожухом // из листовой стали, закрепленным шпильками.
Гидравлическая система управления траловой лебедки ЛДТр-1 показана на рис. 14. Из бачка 12 с масломерным стеклом 13 и воздушной трубкой 11 масло в систему подается лопастным насосом 14. В качестве рабочей жидкости здесь применяется трансформаторное масло ГОСТ 982—53, хорошо работающее в условиях низких температур. От насоса 14 масло по трубе 16 подается в систему через шариковый невозвратный клапан 15. К системе подключен воздушный аккумулятор давления 8, снабженный разгрузочным клапаном 10, который служит для удержания в системе определенного давления, контролируемого манометром 9. Разгрузочный клапан представляет собой обычный пружинный предохранительный клапан, устанавливаемый на рабочее давление в системе, равное 12 кГ/см2.
При повышении давления в системе разгрузочный клапан 10 перепускает масло из напорной магистрали 16 в сливную трубу 7, по которой масло стекаёт в бачок 12.
Из трубы 16 по трубам 6 и 23 масло подводится к кранам 5 управления лебедкой и крану 24 управления сервомоторами промежуточной передачи. Краны 5 управления лебедкой смонтированы на посту управления лебедкой и позволяют одному человеку производить все необходимые манипуляции лебедкой при работе с тралом. Кран 5 управляет силовым цилиндром / тормоза и силовым Цилиндром 3 выключения фрикционной муфты ваерного барабана. Кранов 5 два — по одному на каждый ваерный барабан.
Рассмотрим работу крана управления лебедкой по основным положениям его рукоятки на посту управления.
1. Положение рукоятки, соответствующее надписи на шкале «выбирать». Пробка крана 5 перекрыла доступ масла из напорной трубы 6 к трубам 2 и 4, соединенным с силовыми цилиндрами 1 и 3. Теперь пробка крана соединила трубы 2 и 4 с патрубками корпуса крана, соединенными со сливной трубой 7, по которой масло из силовых цилиндров вытекло в масляный бак 12. Фрикционы барабанов включены, а тормоза освобождены.
2. При положении рукоятки, соответствующем надписи на шкале «холостой ход», пробка крана 5 открыла доступ масла из трубы6 к трубе 4, по которой масло поступает в силовой цилиндр 3 фрикциона. Действуя на поршень цилиндра 3, масло освобождает фрикционную муфту ваерного барабана. Тормозной цилиндр 1 трубой 2 через пробку крана 5 сообщается со сливной трубой 7. Таким образом, тормоз барабана освобожден и барабан может свободно вращаться.
3. При положении рукоятки, соответствующем надписи «тормоз», пробка крана 5 соединяет трубы 2 и 4 с напорной трубой 6. Масло поступает в силовые цилиндры 1 и 3, зажимает тормоз и освобождает фрикцион барабана.
4. Если нужно травить ваера, то, притормаживая барабаны, ставят ручку крана 5 в промежуточную позицию между положениями «травить» и «тормоз». В этом случае масло поступает в силовой цилиндр 3 фрикциона, освобождая фрикционные диски ваерного барабана, а труба 2 силового цилиндра 1 тормоза перекрывается пробкой крана. Делая резкое движение рукояткой крана из промежуточного положения в положение «тормоз» и обратно, подают порцию масла в силовой цилиндр 1 тормоза и запирают его, тем самым затормаживая ваерный барабан. Резким движением рукоятки крана из промежуточного положения в положение «травить» и обратно выпускают порцию масла из силового цилиндра тормоза, тем самым растормаживая ваерный барабан. Меняя частоту движений, можно подобрать требуемую скорость травления ваера.
К распределительному крану 24, управляющему сервомоторами промежуточной передачи, который закреплен на ее корпусе, масло подводится по трубе 23. Кран управляется рукояткой с поста управления лебедкой, которая связана с пробкой крана тросиковой передачей. Поворачивая пробку крана 24, которая имеет пять различных положений, получают различные скорости и направления движения ваеров. Рассмотрим эти положения.
1. Когда рукоятка управления краном поставлена в положение «выбирать I скорость», масло, поступающее в кран 24 по трубе 23, распределяется им в трех направлениях:
а) по трубе 26 поступает в цилиндр дискового тормоза 29 промежуточной передачи и, передвигая его поршень, выключает тормоз и освобождает механизм лебедки;
б) по трубам 22 и 17 поступает в цилиндр трехпозиционного сервомотора 19, поршень которого передвигается влево и тем самым включает фрикцион реверса, соответствующий вращению ваерного вала в направлении «выбирать»;
в) по трубе 27 идет в картер сервомотора 28 коробки скоростей и передвигает поршень сервомотора влево, включая фрикцион первой скорости.
Из картера сервомотора 19 масло по трубе 25 через золотник тормоза 29, трубу 21, пробку крана 24 и трубы 20 и 18 уходит в сливную трубу 7.
Из цилиндра сервомотора 28 масло по трубе 30 через пробку крана 24 и трубы 20 и 18 уходит в трубу 7.
2. Когда рукоятка поставлена в положение «выбирать II скорость», подведенное к крану 24 масло распределяется в направлениях:
а) по трубе 26 поступает в цилиндр тормоза 29 и освобождает тормоз;
б) по трубам 22 и 17 поступает в цилиндр сервомотора 19 реверса и передвигает его поршень в положение «выбирать»;
в) по трубе 30 поступает в цилиндр сервомотора 28 коробки скоростей, передвигает его поршень вправо и тем самым включает фрикцион второй скорости.
Из картера сервомотора 28 масло по трубе 27 через пробку крана 24, трубы 20 и 18 попадает в сточную трубу 7.
3. При положении «стоп» рукоятки крана 24 масло распределяется следующим образом:
а) по трубам 22 и 17 поступает в цилиндр трехпозиционного сервомотора 19 и цилиндр золотника тормоза 29. Так как доступ масла по трубе 26 в цилиндр тормоза прекращается, то под действием пружин тормоз зажимается, а поршень его золотника открывает доступ масла в трубу 25, соединенную с картером трехпозиционного сервомотора 19. В результате масло под давлением будет находиться в картере и полости цилиндра сервомотора 19. Так как площадь поршнй, на которую давит масло со стороны крышки цилиндра, меньше площади поршня слева — со стороны картера, то поршень будет двигаться вместе с манжетой до тех пор, пока манжета своим буртом не упрется в торец цилиндра. Это произойдет при среднем положении поршня. Нажимной диск фрикционов реверса станет в среднее положение, и фрикционы будут свободно вращаться, разъединив механизм лебедки с валом двигателя, который будет работать на холостом ходу.
Труба 18 служит для слива масла, которое может попасть в кольцевую полость сервомотора 19 через зазоры между манжетами, поршнем и корпусом;
б) масло, идущее по трубе 21 к золотнику тормоза 29, запирается им и дальнейшего движения не имеет;
в) масло, идущее по трубе 30, протекает в полость цилиндра сервомотора 28 коробки скоростей.
4. При положении рукоятки крана 24, соответствующем надписи на.шкале «травить I скорость», масло распределяется так:
а) по трубе 26 поступает в цилиндр тормоза 29 и освобождает тормоз;
б) по трубе 21 поступает к золотнику тормоза и через него — по трубе 25 в картер сервомотора 19 реверса, передвигая его поршень вправо и включая тем самым фрикцион реверса, соответствующий вращению ваерного вала в направлении «травить»;
в) по трубе 27 поступает в картер сервомотора 28 и передвигает его поршень влево, включая фрикцион первой скорости.
Масло из цилиндра сервомотора 19 по трубам 17 и 22, через пробку крана 24, трубы 20 и 18 сливается в трубу 7. Масло из цилиндра сервомотора 28 по трубе 30 через пробку крана 24 и трубы 20 и 18 уходит в трубу 7.
5. Когда рукоятка управления поставлена в положение «травить II скорость», масло распределяется следующим образом:
а) по трубе 26 поступает в цилиндр тормоза 29 и освобождает тормоз;
б) по трубе 21 поступает через золотник тормоза 29 в трубу 25, а из нее в картер сервомотора реверса 19, передвигая его поршень вправо, что соответствует вращению ваерного вала в направлении «травить»;
в) по трубе 30 поступает в цилиндр-сервомотора 28 и передвигает его поршень вправо, включая фрикцион второй скорости.
Масло из цилиндра сервомотора 19 по трубам 17 и 22 через пробку крана 24, трубы 20 и 18 сливается в трубу 7. Масло из картера сервомотора 28 по трубе 27 через пробку крана 24, трубы 20 и 18 уходит в трубу 7.
На рис. 15 показано расположение крана управления 24 и сервомоторов 19 и 28 на корпусе промежуточной передачи лебедки. ЛДТр-1. Детали системы и трубы, показанные на рисунке, имеют нумерацию, соответствующую схеме гидросистемы управления лебедкой, показанной на рис. 14. На том же рисунке вверху показано устройство крана управления сервомоторами. В чугунном корпусе 1 на двух шарикоподшипниках 7 вращается притертая к корпусу стальная пробка 8, имеющая на своей поверхности пазы, строго согласованные с отверстиями в корпусе 1. Пазы в пробке и отверстия в корпусе крана пояснены сечениями А, Б и В. Корпус крана имеет глухую крышку 6 и крышку 5 с отверстием для прохода хвостовику пробки, которое, уплотнено резиновым кольцом. Крышки крепятся болтами с пружинными шайбами. На хвостовике пробки 8 на шпонке сидит ролик 4, закрепленный гайкой, под которую подложена шайба. К ролику крепится тросик передачи с поста управления. Ролик 4 имеет стрелку 3, закрепленную винтами, которая указывает на шкале 2 рабочие положения крана. Работа крана пояснена схемами 1,1,3,4 и 5 его включения, нумерация их соответствует порядку, которого мы придерживались при описании различных положений пробки крана.
На рис. 16 показаны сервомоторы системы управления промежуточной передачей. Слева — трехпозиционный сервомотор реверса. Корпус 2 цилиндра, картер 5 и крышка 1 сервомотора чугунные, соединены между собой шпильками. Для крепления к корпусу промежуточной передачи корпус 2 имеет лапы. Поршень 12 сервомотора и его манжеты 3 стальные. В двойном днище поршня 12 находится болт 13 с вильчатой головкой, в отверстия которой вставлен палец 11. Этим пальцем поршень 12 шарнирно соединен с шатуном 4. Последний в свою очередь шарнирно соединен с концом мотыля 6, сидящего на шпонке вала 7. Вал уложен в бронзовые втулки 8, запрессованные в отверстия картера. Выходной конец вала 7 уплотнен двумя резиновыми кольцами, а торец закрыт крышкой 9, закрепленной шпильками. Крайние положения поршня 12 устанавливаются регулировочными болтами 14 — ограничителями хода поршня, которые закрыты колпачковыми гайками. Для спуска масла в крышке цилиндра и в картере имеются отверстия, закрытые нарезными пробками 10.
Справа на рис. 16 изображен сервомотор коробки скоростей. Этот сервомотор отличается от описанного выше трехпозиционного сервомотора тем, что его поршень не имеет манжет. В остальном конструкция обоих сервомоторов аналогична и не требует пояснений.
На рис. 17 изображен пост управления лебедкой ЛДТр-1, находящийся на палубе у лебедки. Пост установлен на сварной тумбе, к ее фланцу болтами прикреплена литая головка 2, на которой и монтируются органы управления.
Головка 2 имеет валики со шкивами тросиковых передач управления двигателем и краном управления сервомоторами промежуточной передачи. На выступающих с обеих сторон головки 2 концах валиков надеты рукоятки 1 и 3. Рукоятка 1 связана тросиковой передачей с рычагом топливного насоса двигателя и имеет автоматическую фиксацию в любом приданном ей положении. Рукоятка 3 связана с краном управления сервомоторами промежуточной передачи. Рукоятки имеют стрелки, указывающие их положения согласно шкалам, закрепленным на головке 2. Характерные положения рукоятки крана управления рассмотрены выше.
К головке 2 болтами крепится корпус 5 с двумя кранами 10 управления ваерными барабанами. Каждая пробка 10 крана вращается на двух шарикоподшипниках 8. На хвостовике пробки на шпонке сидит рукоятка 4 управления соответствующим барабаном, закрепленная гайкой. Хвостовик пробки проходит сквозь отверстие в крышке 11, уплотненное композитной манжетой. Крышка 11 крепится к фланцу корпуса 5 болтами с пружинными шайбами. Между средними шарикоподшипниками 8 поставлено дистанционное кольцо 7 с отверстиями для прохода масла внутрь сверлений пробок. Каждая пробка в осевом направлении фиксируется болтом 9, входящим в ее паз. Пробки кранов в рабочих положениях закрепляются специальными фиксаторами 6, шарики которых входят в соответствующие углубления на их поверхностях. Рабочие положения рукояток 4 указываются шкалами, закрепленными на корпусе 5. Рабочие положения кранов 10 управления ваерными барабанами были разобраны выше.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.