Траловые лебедки УМРТ типа "Тропик"

Траловые лебедки этих судов построены заводом им. Клемента Готвальда в г. Шверине (ГДР). Лебедки электрические двухвальные с автономными барабанами для вытяжных концов, с зубчатым редуктором и раздельным приводом, имеют автоматические ваероукладчики ваерных барабанов и ручные винтовые канатоукладчики дополнительных барабанов. Особенностью лебедок этого типа является применение автономных дополнительных барабанов с удвоенным, по сравнению с ваерными барабанами, тяговым усилием (автономные барабаны смонтированы впереди ваерных), электрогидравлическое управление ленточными тормозами ваерных барабанов и подача смазки к наиболее нагруженным подшипникам под давлением.


Устройство лебедки лучше всего рассмотреть по ее кинематической схеме, изображенной на рис. 81. Электродвигатель 27 типа СМВ 5031—3 имеет защиту против влияния тропического климата. Расчетная длительность его работы составляет 40 минут. Электропривод выполнен по схеме генератор—двигатель с управлением командо-контроллером, имеющим семь ступеней, которые обеспечивают плавное изменение скорости тяги. Электродвигатель 27 через гибкую муфту 29, корпус которой охватывают колодки электромагнитного тормоза 28, и карданный вал 30 соединен с моторным валом редуктора лебедки муфтой и шарнирами Гука.
Моторный вал редуктора имеет коническую шестерню 31 со спиральными зубьями. Он уложен в два сферических роликоподшипника, расположенных в стакане корпуса редуктора. Шестерня 31 находится в зацеплении с коническим колесом 25, закрепленным на шпонке на первом промежуточном валу 32. Этот вал лежит в сферических роликоподшипниках и имеет косозубую цилиндрическую шестерню 24. Последняя находится в зацеплении с колесом 22, закрепленным на втором промежуточном валу 23. Вал 23 лежит в сферических роликоподшипниках и имеет прямозубую шестерню 33, которая зацеплена с колесом 34, закрепленным на левой части кулачкового ваерного вала 21. По конструкции он похож на вал редуктора траловой лебедки СРТ-Р «Океан» постройки того же завода
Кулачковый вал 21 лежит в подшипниках с вкладышами из свинцовистой бронзы, которые смонтированы в стенках корпуса редуктора, и кулачковыми муфтами 35 соединяется с валами 36, уложенными в подшипники стоек станины. Подшипники снабжены циркуляционной смазкой. На правой части кулачкового вала 21 на шпонке закреплена прямозубая шестерня 20, служащая для привода вспомогательных барабанов. Эта шестерня зацеплена с шестерней 9, сидящей на третьем промежуточном валу. Вал лежит в сферических роликоподшипниках. Левый подшипник смонтирован в перегородке корпуса редуктора. На этом валу имеется прямозубая шестерня 8, находящаяся в зацеплении с колесом 1. Колесо 1 свободно вращается на оси 7 вспомогательных барабанов 6 на подшипнике из свинцовистой бронзы. Общее передаточное число редуктора от электродвигателя к ваерному валу составляет 50,0676, а передаточное число от электродвигателя к вспомогательным барабанам — 87,5513. Лебедки прежних выпусков имели ваерный вал из двух частей, соединенных посередине кулачковой муфтой.
Ваерные барабаны 12 литые, с приваренными ребордами. К внутренним ребордам приварены тормозные барабаны 18. Они свободно вращаются на валах 36 на подшипниках из свинцовистой бронзы и соединяются с ними кулачковыми муфтами 19. Подшипники ваерных барабанов смазываются солидолом через смазочные ниппеля. Наполнение подшипников смазкой возможно как при намотанном, так и при смотанном ваере. Конец ваера закрепляется зажимами на наружной реборде. Муфты барабанов управляются рычагами, находящимися у боковых стенок корпуса редуктора, у поста управления лебедкой.
Вспомогательные барабаны 5 литые. Они свободно вращаются на неподвижной оси 7, закрепленной на стойках станины лебедки, и могут соединяться с приводным колесом 1 кулачковыми муфтами 4. Муфты 4 управляются рычагами, расположенными на крышке корпуса редуктора у поста управления лебедкой. Шкивы ленточных тормозов отлиты заодно с наружными ребордами барабанов. Конец троса на барабане крепится клином, утопленным в отверстии его корпуса. Подшипники вспомогательных барабанов 5 свинцовистой бронзы смазываются маслом под давлением, поступающим по сверлениям в оси 7. Масло из подшипников стекает в корпус редуктора и в сборную цистерну под палубой.
На концах ваерного вала 36 на шпонках закреплены гайками литые турачки 16. Их торцы закрыты щитами, закрепленными на турачках винтами.
Лебедка снабжена автономными винтовыми ваероукладчиками с механическим и ручным приводами и канатоукладчиками с ручным приводом для укладки канатов на вспомогательные барабаны. У ваерных барабанов на наружных ребордах закреплены венцы 17 конических колес, с которыми находятся в зацеплении конические шестерни 15. Последние карданными валами 14 и червячными парами 13 соединены с помощью муфт с ходовыми винтами 11, передвигающими каретки 10 ваероукладчиков.
Вручную ваероукладчик приводится в действие маховиком, который надевается на квадрат его ходового винта. Переход с автоматической на ручную работу производится путем разъединения муфты червячной шестерни ходового винта, которое достигается отдачей на один оборот обжимающих болтов на червячном колесе. Для этого предварительно нужно' снять кожух на коробке редуктора червячной передачи.
Ходовой винт 11 уложен одним концом в червячном редукторе в два конических роликоподшипника, а другим — в подшипник скольжения. Подшипники в червячном редукторе работают в масле, а подшипник скольжения имеет колпачковую масленку. Сварные каретки 10 имеют направляющие ваер ролика с закаленной рабочей поверхностью. Ролики вращаются на осях в подшипниках качения, которые при монтаже заполняются консистентной смазкой.
Винтовые канатоукладчики вспомогательных барабанов 5 имеют ручной привод от маховиков, расположенных у поста управления. От маховиков к ходовым винтам 2, передвигающим сварные каретки 3, передача осуществляется тремя коническими парами. Каретки 3 имеют ролики, вращающиеся в подшипниках скольжения.


На рис. 82 показан вид сверху траловой лебедки УМРТ типа «Тропик». На нем можно проследить некоторые особенности конструкции лебедки. Лебедка имеет сварную станину, на которой установлен корпус редуктора 1 и стойки 6, поддерживающие концы оси вытяжных барабанов. Стойки 14, поддерживающие концы вала ваерных барабанов 15, установлены на палубе. Редуктор лебедки помещается в сварном корпусе 1 с горизонтальным разъемом на фланцах по осям ваерного вала и оси вспомогательных барабанов. Корпус служит шестерням редуктора масляной ванной, имеет в верхней части две съемные крышки для осмотра и удобства монтажа. Впереди на корпусе 1 имеется кронштейн 2, поддерживающий рельсы 3, по которым катятся ролики каретки 4 канатоукладчиков вспомогательных барабанов. Передача от ходового винта канатоукладчика находится в кожухе 5, закрепленном на стойке 6. Конические передачи в корпусах 8 дают вращение ходовым винтам канатоукладчиков от маховиков 18 у поста управления, которыми приводятся в движение его каретки 4. Ленточные тормоза 7 вспомогательных барабанов при помощи винтового привода 9, карданного вала и конической передачи управляются маховиками 17.
Ваероукладчики ваерных барабанов 15 имеют червячные передачи к ходовым винтам 11, заключенные в кожухи 13. Для направления ваеров к кареткам 12 на палубе перед ваерными барабанами закреплены сварные козырьки 10. Колонки ленточных тормозов ваерных барабанов снабжены съемными маховиками 16 для ручного растормаживания. Кулачковые муфты вспомогательных барабанов управляются рычагами 19.


На рис. 83 показан вид лебедки сбоку. На рисунке видно, что сварные каретки ваероукладчиков имеют верхнюю опору — направляющую втулку, охватывающую ходовой винт, и нижнюю опору — тележку с роликами, катящимися по рельсу, приваренному к козырьку. У канатоукладчиков направляющий каретки рельс расположен сверху, а ходовой винт — снизу. Ленточные тормоза ваерных барабанов имеют рычажно-винтовой привод с гидравлическим управлением, схема которого приведена на рис. 84.


Тормозная лента имеет один закрепленный конец, а сбегающий ее конец талрепом и рычагом связан со штоком 13, на котором гайкой закреплен поршень 11 с двумя кожаными манжетами. Поршень находится в гидравлическом цилиндре 3. Зазор между тормозной лентой и барабаном тормоза при расторможенном состоянии регулируется талрепом. Гидравлический цилиндр 3 качается на цапфах 10 сварной станины тормоза, на которой закреплены оси качания рычагов тормозного привода. Станина тормоза крепится болтами к раме лебедки. Для смазки цапфы имеют масленки, от которых к трущимся поверхностям идут сверления.
Сверху цилиндр 3 закрыт крышкой 4, а снизу — крышкой 12. Сверху на поршень И нажимает пружина 9, которая может держать натяжение, равное 12 000 кГ на 10-м ряду навивки ваера на барабане. Если требуется увеличение усилий, то в верхнюю полость гидроцилиндра 3 поступает масло по трубе 2 из гидравлической системы. При отдаче тормоза масло по трубе 34 закачивается в нижнюю полость цилиндра 3, где оно давит на поршень 11 и сжимает пружину 9. В это время из верхней полости масло отводится в сточную цистерну.
Для ручной отдачи тормоза надо надеть маховик, имеющий резьбу в ступице, иа выступающий из цилиндра нарезной конец 7 штока 13. Для этого нужно снять колпак 5, защищающий нарезку от грязи. Если навинчивать маховик на нарезку штока, поршень 11 приподнимается, пружина 9 сжимается, и шток 13, поднявшись, освобождает ваерный барабан. Для уменьшения трения в крышке 4 установлен упорный шарикоподшипник, в который упирается кольцо 8. В него в свою очередь упирается ступица маховика тормоза. Кольцо 8 удерживается в гнезде крышки 4 пружинным кольцом. Крышки 4 и 12 имеют уплотнения с двумя кожаными манжетами в отверстиях для прохода штока 13. Для того, чтобы видеть положение штока 13, в его торец ввинчен штырь 6, выступающий из отверстия колпака 5.
Система управления тормозом устроена следующим образом. Двухмагистральный шестеренчатый насос 23 приводится в действие электромотором 22 мощностью 0,8 кdт при 1410 об/мин. Вал мотора соединен с валом насоса эластичной муфтой. Масло из сточной цистерны 27 по трубе 26 через приемный фильтр 25 с невозвратным клапаном и магнитный фильтр 24 поступает к насосу, а оттуда через соответствующий нагнетательный патрубок — к тормозу.
Рассмотрим систему управления левым тормозом.
От насоса 23 масло поступает в трубу 20, на которой установлен предохранительный клапан 28, отрегулированный на давление 18 ати. Клапан перепускает масло в сточную цистерну. По трубе 20 масло поступает к золотниковой коробке главного золотника 31. Через невозвратные клапаны 19 и трубы 18 масло из трубы 20 поступает к золотниковым коробкам правого и левого золотников 17 управления. Главный золотник 31 удерживается в среднем положении пружинами 32, нажимающими на золотник с обеих сторон. От золотниковой коробки главного золотника отходит труба 30 масла низкого давления, соединенная со сточной цистерной через невозвратный клапан 29, нагруженный пружиной, которая открывает клапан при давлении 4 ати. На зеркале главного золотника против отверстия, соединенного с трубой 20, находится окно, выходящее в трубу 34, которая сообщается с нижней полостью цилиндра 3 тормоза. Против отверстия, соединенного с трубой 30, находится окно, выходящее в трубу 35, которая соединена с верхней полостью цилиндра 3. Труба 35 имеет предохранительный клапан 1, установленный на 12,5 ати, от него масло может спускаться в сточную цистерну.
Управление тормозом производится с помощью главного золотника 31.
При передвижении золотника 31 вправо труба 20 соединится с трубой 35, а труба 30 — с трубой 34. Масло от насоса по трубам 20, 35 и 2 поступает в верхнюю полость цилиндра 3 и вытесняется из его нижней полости по трубам 34 и 30 через клапан 29 в сточную цистерну. Разность давлений по обеим сторонам поршня 11 составляет 12,5—4 = 8,5 ати, так как на такие давления установлены предохранительные клапаны 1 и 29. Эта разность давлений вместе с нажатием пружины 9 обеспечивает нажатие тормоза, необходимое, чтобы удержать максимально допустимое натяжение троса — 40 тонн.
При передвижении золотника 31 влево труба 20 соединяется с трубой 34, а труба 30 — с трубой 35. Масло от насоса теперь поступает в нижнюю полость цилиндра, сжимает пружину 9 и вытесняет масло из верхней полости цилиндра. Разность давлений по обеим сторонам поршня 11 составляет 18—4=14 ати, так как на эти давления установлены клапаны 28 и 29. Тормоз освободит ваерный барабан. Если главный золотник 31 находится в среднем положении — трубы 20 и 30 соединены, а трубы 34 и 35 разъединены, насос перепускает масло через клапан 29 в сточную цистерну. Тормоз удерживает ваерный барабан силой пружины 9.
Золотник 31 передвигается под действием разности давлений масла в золотниковой коробке по обе стороны золотника. Давления масла изменяются двумя вспомогательными золотниками 17, которые могут подниматься при пропускании тока через соленоиды 15, втягивающие якоря 16, соединенные с золотниками 17. Последние передвигаются в золотниковых коробках, соединенных соответственно с правой и левой полостями коробки главного золотника.
К коробкам вспомогательных золотников масло высокого давления поступает из трубы 20 через невозвратные клапаны 19 и трубы 18. Ниже отверстий для труб высокого давления на зеркалах вспомогательных золотников имеются отверстия, соединенные со сточными трубами 21. Если ток не проходит через соленоид, золотник 17 находится в нижнем положении, и соответствующая крайняя полость коробки главного золотника 31 сообщается со сливной трубой 21. Если по соленоиду 15 проходит ток, он втягивает якорь золотника 16 и поднимает золотник 17 кверху. Тогда в соответствующую крайнюю полость коробки главного золотника из напорного трубопровода 18 поступает масло и передвигает главный золотник в противоположную сторону.
Ток напряжением 24 вольта поступает к соленоидам при нажатии на кнопки 33. От них по кабелям 14 он передается в соответствующий соленоид. Кнопки расположены на станциях управления тормозами у лебедки и на промысловом мостике. Каждый тормоз имеет две кнопки — «зажат» и «освобожден». При нажатии на кнопку «зажат» тормоз зажат пружиной и давлением масла. Каждая кнопка включает один соленоид и поднимает один вспомогательный золотник 17, которые при отсутствии тока в соленоидах опускаются от собственного веса.
Все главные подшипники скольжения траловой лебедки получают смазку под давлением. Схема смазки показана на рис. 85.


Масляная ванна редуктора и сточная цистерна снабжены змеевиком 6, по которому в тропиках может подаваться из трубы 4 охлаждающая вода, а при плаваниях в арктических условиях — из трубы 5 насыщенный пар. Из змеевиков охлаждающая вода поступает по трубе 1 за борт. Кроме того, охлаждение масла происходит за счет теплообмена в трубах между редуктором и сборной цистерной. Лебедка имеет две линии циркуляционной смазки. Из корпуса редуктора масло по трубам поступает в сборную цистерну, оттуда по трубе 9 через приемный фильтр 13 и магнитный фильтр 14 — к двухпоточному шестеренчатому насосу 15 и по трубе 18 возвращается к редуктору, где разбрызгивается на зацепление шестерен. Шестерни и подшипники качения в корпусе редуктора, которые не смазываются масляным дождем, погружены в масло. Перепускные клапаны 16 обеих потоков насоса установлены на давление 6,3 ати.
От маслосборника 10 масло по трубе 12, через фильтры 13 и 14 поступает к насосу 15, а от него по трубе 17 — к распределителю 11. От распределителя по трубам 7 масло поступает к подшипникам стоек ваерного вала и от них по трубам 8 — в маслосборник 10. По трубам 2 масло поступает в торцевые сверления осей вспомогательных барабанов и смазывает их подшипники. Из барабанов масло стекает в поддоны, из них по трубам 3 — в сточную цистерну, из которой поступает в маслосборник 10. На напорных магистралях 17 и 18 установлены регуляторы 19 давления масла с манометрами. Система смазки имеет блокировку с электроприводом лебедки. В случае снижения давления в системе маслопровода ниже 0,8 ати электродвигатель лебедки автоматически выключается. Сборная цистерна установлена под палубой, и масло, пройдя все точки смазки и редуктор, стекает в нее самотеком. Все остальные трущиеся поверхности покрываются консистентной смазкой с помощью нажимных масленок, ниппелей либо вручную.
                             Характеристика траловой лебедки УМРТ типа «Тропик»
Тяга ваера при работе одного барабана, кГ                                                                    12000
Тяга ваера при работе двух барабанов, кГ                                                                        6000
Средняя скорость выбирания ваера, м/мин                                                                         60
Диаметр ваера, мм                                                                                                                  26
Рабочая длина ваера, м                                                                                                       2000
Диаметр ваерного барабана, мм                                                                                          550
Диаметр реборды, мм                                                                                                         1500
Длина барабана между ребордами, мм                                                                             1585
Тяга на вспомогательном барабане при   работе одного барабана, кГ                        24000
Тяга на вспомогательном барабане при работе двух барабанов, кГ                            12000
Средняя скорость выбирания вытяжного конца, м/мин                                                     10
Диаметр вытяжного конца, мм                                                                                              22
Длина вытяжного конца, м                                                                                                  200
Диаметр вспомогательного барабана, мм                                                                          760
Диаметр реборды вспомогательного барабана, мм                                                         1100
Длина вспомогательного барабана между ребордами, мм                                               470
Тяга турачкой, кГ                                                                                                                 2500
Диаметр турачки, мм                                                                                                            450
Диаметр вытяжного конца, обслуживаемого турачкой, мм                                               22
Длина вытяжного конца, обслуживаемого турачкой, м                                                   100
Мощность электродвигателя, квт                                                                                       225
Номинальное число оборотов в минуту                                                                            970
Габариты лебедки, мм                                                                              7120 X 4620 X 1950
Вес лебедки без электрооборудования, кг                                                                     28000

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Djohn2008 Store

  Доброго времени суток! Мы занимаемся продажей цифровых товаров с 2008 года и смогли завоевать отличную репутацию среди наших клиентов. В д...