Несмотря на то, что гидропривод для промысловых механизмов является самым перспективным видом привода, в отечественном промысловом флоте гидравлические траловые лебедки до сих пор еще не получили широкого распространения.
В 1951 —1952 гг. отечественный флот, пополнился серией МРТ-225 шведской постройки с гидравлическими траловыми лебедками, имеющими лопастные гидромащины. Сейчас он получает производственные рефрижераторы датской постройки, которые могут быть использованы как обычные БМРТ. Первые суда этого типа — «Витус Беринг» и «Советск» — имели электрические двухбарабанные промысловые лебедки, а суда типа «Грумант» стали снабжаться комплексом гидравлических палубных механизмов, в который входит и траловая лебедка. Такими же механизмами оборудованы и рефрижераторы голландской постройки. В последние годы нашими проектирующими организациями созданы различные типы гидравлических, промысловых лебедок для проекта РТМ, ловцов базы «Восток» и других судов.
В этой главе рассматриваются гидравлические траловые лебедки судов типа «Грумант» с лопастными гидромашинами и один из отечественных проектов — ваерные лебедки для РТМ с аксиально-плунжерными гидромашинами и дистанционным управлением.
Производственные рефрижераторы типа «Грумант» снабжены гидравлическими траловыми лебедками типа Т-36, работающими от двух лопастных гидромоторов типа М-540. Общий вид лебедки этого типа показан на рис 86, а ее вид сбоку и кинематическая схема — на рис. 87.
Все узлы лебедки монтируются на сварной фундаментной раме 9, к ней приварены четыре сварных стойки 22 и 26, на которых устанавливают подшипники ваерного вала 21. Подшипники обычной для траловых лебедок конструкции крепятся к стойкам шпильками. Ваерный вал 21 состоит из правой и левой частей, соединенных посередине фланцами с призонными болтами. Между фланцами закреплено шевронное колесо 20. В середине рабочей части колесо 20 имеет выточку, отделяющую венцы зубьев разного направления. С каждым косозубым венцом шевронного колеса 20 находится в зацеплении шестерня 30, надетая на шпонку и закрепленная гайкой на конусе 29 вала лопастного гидромотора 28, закрепленного болтами на фундаментной раме лебедки. Колесо 20 и обе шестерни 30 закрыты кожухом 31. На концах ваерного вала 21 закреплены одинарные турачки 1, а для направления троса на стойках 26 имеются вертикальные ролы 27.
Между средними и крайними стойками станины на ваерном валу свободно вращаются ваерные барабаны 11, которые с помощью кулачковых муфт 23, управляемых рычагами 15, могут соединяться с валом. Барабаны 11 имеют ленточные тормоза 24, винты 14 которых вращаются вручную маховиками. Левый барабан 11 имеет звездочку 7, связанную пластинчатой цепью со звездочкой 6.
На валу последней находится звездочка меньшего диаметра, также связанная цепью со звездочкой 4, которая свободно сидит на ходовом винте 8 ваероукладчика и может быть соединена с ним кулачковой муфтой 3. Цепные передачи привода ваероукладчика закрыты кожухом. Ходовой винт 8 лежит в подшипниках 5 стоек ваероукладчика и передвигает каретку 10 левого барабана, которая штангой 19 связана с кареткой 25 правого барабана. Каретки передвигаются по направляющим 13 и имеют вертикальные ролы для направления ваера. Каретки сварные, обычной конструкции. Автономным является только ваероукладчик левого барабана, а каретка правого барабана лишь копирует движение каретки левого барабана, что является недостатком конструкции этого устройства. Ваероукладчик рассчитан на намотку ваера диаметром 27 мм.
Гидромоторы 28 имеют золотниковые коробки 16, в которых находятся золотники управления, регулируемые рукоятками. Рукоятка 17 изменяет режим работы гидромотора (большая скорость и малый вращающий момент или, наоборот, малая скорость и большой вращающий момент), а рукоятка 18 регулирует работу гидромотора, производя реверс, изменение числа оборотов и остановку. Рукоятки 18 обоих гидромоторов сблокированы валиком 12. На нем имеются рукоятки 2, что позволяет управлять лебедкой у ее середины, у гидромоторов и с обоих бортов у крайних стоек станины.
На рис. 88 показана левая часть ваерного вала лебедки T-36 в сборе. Шевронное колесо 1 надето на центрирующие выступы фланцев обеих половин ваерного вала 2 и закреплено призонными болтами, соединяющими фланцы. Каждая половина вала 2 лежит на подшипниках двух стоек станины. Подшипник средней стойки имеет разъемные вкладыши 6 из фосфористой бронзы, которые предохраняются от вращения коксом, входящим в углубление крышки 4 подшипника. Подшипник разъемный с масленкой 5, установленной на крышке. Подшипник 20 крайней стойки имеет такое же устройство. От продольного перемещения ваерный вал предохранен бронзовым установочным кольцом 3, поставленным на шпонку и закрепленным винтами. На конусных шейках концов валов 2 на шпонки посажены литые одинарные турачки 21, закрепленные гайками со стопорными планками.
Ваерный барабан сварен из стальных листов и труб. Он состоит из барабана 13 с приварными ребордами 10 и 17, имеющими в центре с внутренней стороны приварные конусные усиливающие листы. К внутренней реборде 10 приварен тормозной шкив 9 и кулачковая полумуфта 8. С каждой стороны в барабан 13 вварены стальные втулки, в них помещаются втулки-подшипники 12 и 15 из фосфористой бронзы, которые от поворачивания предохраняются коксами. Втулки 12 и 15 имеют смазочные канавки, распределяющие масло по трущимся поверхностям, и канавки на наружной поверхности, предназначенные для подачи масла от масленок внутрь барабана. Масленки находятся снаружи крайней реборды. Ваер крепится к барабану сварной скобой 14, конец которой входит в отверстие барабана. Скоба крепится к барабану болтами. Барабан на валу фиксируется бронзовыми установочными кольцами 11 и 18, поставленными на шпонки и закрепленными винтами.
Барабан соединяется с валом муфтой 7, скользящей по квадратному участку вала, кулачки которой входят в зацепление с кулачками полумуфты 8 барабана. К наружному торцу барабана винтами крепится звездочка 19 привода ваероукладчика.
На рис. 89 показаны узлы траловой лебедки Т-36. На схеме А изображен ленточный тормоз ваерного барабана. Стальная лента 1 с тормозной накладкой, приклепанной медными заклепками, состоит из двух половин, соединенных болтом 16, гайками которого можно регулировать длину ленты. Нижняя часть ленты имеет приварные уши 15, в отверстия которых вставлен штырь 14, шарнирно соединяющий ленту с серьгой 13. Серьга 13 таким же штырем связана с обухом 12, приваренным к фундаментной раме лебедки.
В отверстия приварного уха верхней половины ленты вставлен штырь 3, соединяющий ее с рычагом 4. Последний имеет в середине отверстие, в которое входит штырь 7, вставленный в отверстия уха 8, приваренного к концу нижней половины ленты. Рычаг 4 состоит из двух ветвей, соединенных болтом. В отверстия для штырей 3 и 7 запрессованы бронзовые втулки. Все штыри тормоза имеют по концам шайбы и крепятся шплинтами. В отверстия вилки рычага 4 вставлены цапфы бронзовой траверзной гайки 5, в которую ввинчен тормозной винт 6. Его вращают вручную маховиком 2, поставленным на шпонку. Конец винта 6 входит в бронзовую траверзу 9, цапфы которой вставлены в отверстия кронштейна 10, приваренного к фундаментной раме // лебедки. По обе стороны отверстия траверзы 9 поставлены стальные шайбы, а винт 6 закреплен в траверзе шплинтом.
На схеме Б, рис. 89, показан рычажный привод управления кулачковой муфтой ваерного барабана. Кулачковая муфта 4 передвигается бронзовыми сухарями 3, входящими в ее выточку. Сухари имеют оси, входящие в отверстия рычагов 2, приваренных к валику 1, и закрепленные шайбами и гайками. Валик 1 уложен в подшипники двух кронштейнов 8, закрепленных болтами на фундаментной раме 9 лебедки.
Валик 1 поворачивается рычагом 5, причем включенное и выключенное положения муфты 4 фиксируются защелкой 6, входящей в отверстия швеллера 7, прикрепленного болтами к гидромотору лебедки.
Завод-изготовитель приводит характеристики работы траловой лебедки Т-36 с трехступенчатыми гидромоторами. На самом деле на лебедках этого типа поставлены двухступенчатые гидромоторы. Насколько действительные характеристики лебедки соответствуют фирменным, покажет проверка их испытанием. Ниже приводится заводская характеристика лебедки.
В 1951 —1952 гг. отечественный флот, пополнился серией МРТ-225 шведской постройки с гидравлическими траловыми лебедками, имеющими лопастные гидромащины. Сейчас он получает производственные рефрижераторы датской постройки, которые могут быть использованы как обычные БМРТ. Первые суда этого типа — «Витус Беринг» и «Советск» — имели электрические двухбарабанные промысловые лебедки, а суда типа «Грумант» стали снабжаться комплексом гидравлических палубных механизмов, в который входит и траловая лебедка. Такими же механизмами оборудованы и рефрижераторы голландской постройки. В последние годы нашими проектирующими организациями созданы различные типы гидравлических, промысловых лебедок для проекта РТМ, ловцов базы «Восток» и других судов.
В этой главе рассматриваются гидравлические траловые лебедки судов типа «Грумант» с лопастными гидромашинами и один из отечественных проектов — ваерные лебедки для РТМ с аксиально-плунжерными гидромашинами и дистанционным управлением.
Производственные рефрижераторы типа «Грумант» снабжены гидравлическими траловыми лебедками типа Т-36, работающими от двух лопастных гидромоторов типа М-540. Общий вид лебедки этого типа показан на рис 86, а ее вид сбоку и кинематическая схема — на рис. 87.
Все узлы лебедки монтируются на сварной фундаментной раме 9, к ней приварены четыре сварных стойки 22 и 26, на которых устанавливают подшипники ваерного вала 21. Подшипники обычной для траловых лебедок конструкции крепятся к стойкам шпильками. Ваерный вал 21 состоит из правой и левой частей, соединенных посередине фланцами с призонными болтами. Между фланцами закреплено шевронное колесо 20. В середине рабочей части колесо 20 имеет выточку, отделяющую венцы зубьев разного направления. С каждым косозубым венцом шевронного колеса 20 находится в зацеплении шестерня 30, надетая на шпонку и закрепленная гайкой на конусе 29 вала лопастного гидромотора 28, закрепленного болтами на фундаментной раме лебедки. Колесо 20 и обе шестерни 30 закрыты кожухом 31. На концах ваерного вала 21 закреплены одинарные турачки 1, а для направления троса на стойках 26 имеются вертикальные ролы 27.
Между средними и крайними стойками станины на ваерном валу свободно вращаются ваерные барабаны 11, которые с помощью кулачковых муфт 23, управляемых рычагами 15, могут соединяться с валом. Барабаны 11 имеют ленточные тормоза 24, винты 14 которых вращаются вручную маховиками. Левый барабан 11 имеет звездочку 7, связанную пластинчатой цепью со звездочкой 6.
На валу последней находится звездочка меньшего диаметра, также связанная цепью со звездочкой 4, которая свободно сидит на ходовом винте 8 ваероукладчика и может быть соединена с ним кулачковой муфтой 3. Цепные передачи привода ваероукладчика закрыты кожухом. Ходовой винт 8 лежит в подшипниках 5 стоек ваероукладчика и передвигает каретку 10 левого барабана, которая штангой 19 связана с кареткой 25 правого барабана. Каретки передвигаются по направляющим 13 и имеют вертикальные ролы для направления ваера. Каретки сварные, обычной конструкции. Автономным является только ваероукладчик левого барабана, а каретка правого барабана лишь копирует движение каретки левого барабана, что является недостатком конструкции этого устройства. Ваероукладчик рассчитан на намотку ваера диаметром 27 мм.
Гидромоторы 28 имеют золотниковые коробки 16, в которых находятся золотники управления, регулируемые рукоятками. Рукоятка 17 изменяет режим работы гидромотора (большая скорость и малый вращающий момент или, наоборот, малая скорость и большой вращающий момент), а рукоятка 18 регулирует работу гидромотора, производя реверс, изменение числа оборотов и остановку. Рукоятки 18 обоих гидромоторов сблокированы валиком 12. На нем имеются рукоятки 2, что позволяет управлять лебедкой у ее середины, у гидромоторов и с обоих бортов у крайних стоек станины.
На рис. 88 показана левая часть ваерного вала лебедки T-36 в сборе. Шевронное колесо 1 надето на центрирующие выступы фланцев обеих половин ваерного вала 2 и закреплено призонными болтами, соединяющими фланцы. Каждая половина вала 2 лежит на подшипниках двух стоек станины. Подшипник средней стойки имеет разъемные вкладыши 6 из фосфористой бронзы, которые предохраняются от вращения коксом, входящим в углубление крышки 4 подшипника. Подшипник разъемный с масленкой 5, установленной на крышке. Подшипник 20 крайней стойки имеет такое же устройство. От продольного перемещения ваерный вал предохранен бронзовым установочным кольцом 3, поставленным на шпонку и закрепленным винтами. На конусных шейках концов валов 2 на шпонки посажены литые одинарные турачки 21, закрепленные гайками со стопорными планками.
Ваерный барабан сварен из стальных листов и труб. Он состоит из барабана 13 с приварными ребордами 10 и 17, имеющими в центре с внутренней стороны приварные конусные усиливающие листы. К внутренней реборде 10 приварен тормозной шкив 9 и кулачковая полумуфта 8. С каждой стороны в барабан 13 вварены стальные втулки, в них помещаются втулки-подшипники 12 и 15 из фосфористой бронзы, которые от поворачивания предохраняются коксами. Втулки 12 и 15 имеют смазочные канавки, распределяющие масло по трущимся поверхностям, и канавки на наружной поверхности, предназначенные для подачи масла от масленок внутрь барабана. Масленки находятся снаружи крайней реборды. Ваер крепится к барабану сварной скобой 14, конец которой входит в отверстие барабана. Скоба крепится к барабану болтами. Барабан на валу фиксируется бронзовыми установочными кольцами 11 и 18, поставленными на шпонки и закрепленными винтами.
Барабан соединяется с валом муфтой 7, скользящей по квадратному участку вала, кулачки которой входят в зацепление с кулачками полумуфты 8 барабана. К наружному торцу барабана винтами крепится звездочка 19 привода ваероукладчика.
На рис. 89 показаны узлы траловой лебедки Т-36. На схеме А изображен ленточный тормоз ваерного барабана. Стальная лента 1 с тормозной накладкой, приклепанной медными заклепками, состоит из двух половин, соединенных болтом 16, гайками которого можно регулировать длину ленты. Нижняя часть ленты имеет приварные уши 15, в отверстия которых вставлен штырь 14, шарнирно соединяющий ленту с серьгой 13. Серьга 13 таким же штырем связана с обухом 12, приваренным к фундаментной раме лебедки.
В отверстия приварного уха верхней половины ленты вставлен штырь 3, соединяющий ее с рычагом 4. Последний имеет в середине отверстие, в которое входит штырь 7, вставленный в отверстия уха 8, приваренного к концу нижней половины ленты. Рычаг 4 состоит из двух ветвей, соединенных болтом. В отверстия для штырей 3 и 7 запрессованы бронзовые втулки. Все штыри тормоза имеют по концам шайбы и крепятся шплинтами. В отверстия вилки рычага 4 вставлены цапфы бронзовой траверзной гайки 5, в которую ввинчен тормозной винт 6. Его вращают вручную маховиком 2, поставленным на шпонку. Конец винта 6 входит в бронзовую траверзу 9, цапфы которой вставлены в отверстия кронштейна 10, приваренного к фундаментной раме // лебедки. По обе стороны отверстия траверзы 9 поставлены стальные шайбы, а винт 6 закреплен в траверзе шплинтом.
На схеме Б, рис. 89, показан рычажный привод управления кулачковой муфтой ваерного барабана. Кулачковая муфта 4 передвигается бронзовыми сухарями 3, входящими в ее выточку. Сухари имеют оси, входящие в отверстия рычагов 2, приваренных к валику 1, и закрепленные шайбами и гайками. Валик 1 уложен в подшипники двух кронштейнов 8, закрепленных болтами на фундаментной раме 9 лебедки.
Валик 1 поворачивается рычагом 5, причем включенное и выключенное положения муфты 4 фиксируются защелкой 6, входящей в отверстия швеллера 7, прикрепленного болтами к гидромотору лебедки.
Завод-изготовитель приводит характеристики работы траловой лебедки Т-36 с трехступенчатыми гидромоторами. На самом деле на лебедках этого типа поставлены двухступенчатые гидромоторы. Насколько действительные характеристики лебедки соответствуют фирменным, покажет проверка их испытанием. Ниже приводится заводская характеристика лебедки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.