Лебедки этого типа сконструированы заводом им. Клемента Готвальда в г. Шверине и изготовлены заводом Виденбау в г. Лютерштадте (ГДР). Они установлены на СРТ-Р-540 типа «Океан»,, которыми с 1958 г. пополняется отечественный промысловый флот.. Общий вид лебедки показан на рис. 28, а ее кинематическая схема приведена на рис. 29.
Лебедка смонтирована на сварной раме 8, служащей ей основанием. Рама изготовлена из профильной стали и покрыта листом. К раме болтами крепятся корпус 9 редуктора и стойки 2 и 16 сварной конструкции, установленные на обработанные утолщенные приварные листы рамы. Сварная стойка 21 устанавливается непосредственно на палубе и поддерживает удлиненную правую ветвь, вспомогательного вала 7.
Электродвигатель 30 постоянного тока типа СМВ-15 мощностью 65/70 квт, при номинальном числе оборотов в минуту 970 работает при напряжении 220 вольт с расчетным режимом в 30 минут. Электродвигатель 30 размещен в надстройке судна и соединен; с редуктором лебедки посредством промежуточного вала 27. У лебедок с заводским номером до 72 промежуточный вал выполнен жестким, а между электродвигателем и промежуточным валом установлена упругая муфта «Бенн», корпус которой служит шкивом для колодочного электромагнитного тормоза 29. Связь между валом 27 и моторным валом редуктора осуществляется втулочной или фланцевой муфтой 26. У лебедок с заводскими номерами начиная с 73 и выше промежуточный вал выполнен карданным и присоединяется к валу электродвигателя и моторному валу редуктора карданными шарнирами 18. Для уравнивания изменений расстояний между электродвигателем и редуктором в осевом направлении промежуточный вал 27 разделен на две части, из которых одна может передвигаться в отверстии другой в осевом направлении. Промежуточный вал проходит сквозь отверстие в переборке надстройки, уплотненное сальником 28.
Управление электродвигателем осуществляется при помощи маховичков 20, вращение которых передается через конические пары валику 13, а от него — к барабану командо-контроллера помещенного в надстройке. На специальном фундаменте у электродвигателя установлен электромагнитный тормоз 29.
Ваерный вал лебедки состоит из трех частей, из которых средняя лежит в подшипниках корпуса редуктора и составляет с ним один узел. Боковые части вала опираются на подшипники стоек 2 и 16 и несут ваерные барабаны 14 и турачки 17. Как обычно, ваерные барабаны 14 вращаются на валу свободно и могут соединяться с ним кулачковыми муфтами 15, управляемыми рычагами 1. Ленточные тормоза 24 ваерных барабанов зажимаются вручную маховиками 23.
Вспомогательный вал 7 состоит из четырех частей, из которых средняя часть уложена в подшипники редуктора. Боковые части вала соединены с его средней частью продольно-свертными муфтами 25. Обычно правая часть вала 7 также состоит из двух частей, соединенных такой же муфтой 22. Левая часть вала 7 лежит в подшипнике приварного кронштейна стойки 2. Правая часть вала 7 опирается на подшипник стойки 16 и подшипник стойки 21, установленной на палубе. На концах вала 7 поставлены турачки 19. Ваерный и вспомогательный валы опираются на подшипники скольжения с бронзовыми вкладышами, смазываемые при помощи колпачковых масленок. Вспомогательный вал включается рычагом 11, управляющим его кулачковой муфтой.
Винтовые ваероукладчики приводятся в действие от конических колес, закрепленных на наружных ребордах ваерных барабанов. С этими колесами находятся в зацеплении шестерни 5. Последние через червячные передачи, заключенные в кожухи 4, передают вращение ходовым винтам 12 и передвигают сварные каретки 6. Наружные концы ходовых винтов вращаются в подшипниках кронштейнов стоек 2 и 16. Средние концы винтов лежат в подшипнике 10 кронштейна, установленного на корпусе редуктора. Подшипники с бронзовыми втулками смазываются при помощи колпачковых масленок. Червячные колеса свободно вращаются на шейках ходовых винтов на запрессованных в их ступицы бронзовых втулках и имеют на торцах кулачки. Эти кулачки могут входить в зацепление с кулачками муфт, передвигающихся по валу ходового винта на скользящих шпонках. Муфты передвигаются посредством вилок, поворбт которых производится рычагами, смонтированными на корпусах червячных передач. Для ручной установки кареток муфты отключаются, и ходовые винты поворачиваются съемными маховиками 5.
Боковая часть вала ваерных барабанов в сборе показана на рис. 29. Каждая боковая часть 9 ваерного вала со стороны редуктора имеет конусную головку 13 с шейкой, которая вставлена в отверстие средней части вала, находящейся в корпусе редуктора. У головки 13 на вал посажена на шпонке полумуфта 14, кулачки которой входят в зацепление с кулачками полумуфты, насаженной на среднюю часть ваерного вала. Наружный конец вала 9 шейкой 3 уложен в подшипник стойки станины, а на конус 1 на шпонке посажена турачка, закрепленная гайкой с шайбой. На шейку 3 вала надето кольцо 2, закрепленное винтами, и кольцо 20, упирающееся в бурт шейки. Эти кольца ограничивают осевое передвижение вала.
Ваерный барабан 16 литой, с приварными ребордами 10 и 18. Он свободно вращается на валу 9 на бронзовых втулках 8 и 15, причем опорной шейкой для втулки 15 служит наружная поверхность полумуфты 14. Втулки смазываются колпачковыми масленками 6 и 11, а также смазкой, залитой во внутреннюю полость барабана. На внутренней реборде винтами закреплен кожух 12, прикрывающий зацепление кулачковых полумуфт. Кожух имеет композитную манжету на кромке у выхода, препятствующую вытеканию масла из барабана. Барабан 16 соединяется с валом 9 кулачковой полумуфтой 4, кулачки которой входят в зацепление с кулачками ступицы барабана. Муфта 4 передвигается рычажным приводом по квадратной шейке 19 вала 9. Передвижение муфты 4 ограничивается с одной стороны кольцом 7, поставленным на нарезке и закрепленным винтами на валу 9, а с другой стороны — кольцом 20. Кольцо 7 ограничивает осевое перемещение барабана по валу, а кольцо 20, упираясь в торцы квадратной части вала и подшипника, фиксирует вал. На наружной реборде 18 закреплены болтами тормозной барабан 17 и коническая шестерня 5 привода ваероукладчика.
Ленточный тормоз ваерного барабана показан на рис. 30. Тормозная лента 2 состоит из двух частей, соединенных шарниром 1. Неподвижный конец нижней части ленты закреплен штырем 13 на сварной стойке 9, которая болтами закреплена на раме лебедки. Лента снабжена тормозными накладками из ферродо, приклепанными к ней медными заклепками. Нижняя ветвь ленты поддерживается болтом 14, установленным в кронштейне, закрепленным на раме лебедки. Этим болтом регулируется зазор между лентой и барабаном при отжатом тормозе.
Подвижный конец ленты имеет талреп 11, нарезной конец которого ввинчен в штырь 10, вставленный в отверстие двойного рычага 8. Рычаг 8 поворачивается на оси 12, вставленной в отверстия стойки 9. Обе ветви рычага 8 соединены распорными болтами. В отверстия конца рычага 8 вставлена траверза, в нарезное отверстие ее ввинчена нарезная часть шпинделя 7, который вращают вручную маховиком 3. Шпиндель 7 проходит сквозь отверстие траверзы 5, которая может поворачиваться в отверстиях стойки 9. Осевое перемещение шпинделя ограничено двумя упорными подшипниками 4, причем верхний подшипник упирается в бурт шпинделя, а нижний — в торец кольца 6, закрепленного штифтом.
На рис. 31 дан вид лебедки спереди. Здесь показано и устройство ваероукладчика. Сварная каретка 5 направляется роликами, катящимися по рельсу 7, закрепленному болтами на станине лебедки. Для направления ваера каретка имеет ролики 6. Верхняя часть каретки шарнирно связана с литой коробкой 1, в которой установлен поводок, передвигающий каретку. В корпусе 2 находится червячная передача, а рычаг 3 включает и выключает кулачковую муфту ходового винта 8, который при установке кареток может вращаться вручную съемным маховиком 4.
На рис. 32 показан редуктор лебедки. Сварной корпус редуктора состоит из двух частей, соединенных болтами с пружинными шайбами под их гайками. Фланец нижней части 1 корпуса крепится к раме лебедки и служит шестерням масляной ванной. Она снабжена указателем уровня масла и спускной пробкой 12. На крышке 6 корпуса сделан смотровой лючок 5 с пробкой для заливания масла в корпус. Для подъема крышка имеет приварыши.
Фланцы обеих частей корпуса фиксируются коническими штифтами 3.
Моторный вал 48 откован заодно с конической шестерней 45. Он вращается в опорно-упорном шарикоподшипнике 50 с разъемной наружной обоймой и роликоподшипнике 46. Подшипники смонтированы в стакане 47, который крепится болтами в отверстии приварного стакана корпуса редуктора. Наружная обойма подшипника 50 фиксируется пружинным кольцом и крышкой 49 с резиновой манжетой, уплотняющей отверстие для вала 48. Между внутренними обоймами подшипников 46 и 50 на вал 48 поставлена распорная втулка 51, а с наружной стороны обоймы подшипников крепятся кольцом и круглой гайкой.
Шестерня 45 входит в зацепление с коническим колесом 44, сидящим на шпонке на первом промежуточном валу 41, и закреплена на нем гайкой. Заодно с валом 41 откована шестерня 52. Левый конец вала 41 опирается на опорно-упорный шарикоподшипник 54, наружная разрезная обойма которого удерживается в гнезде крышкой 55 и кольцом 53, закрепленными в гнезде болтами. Внутренняя обойма подшипника 51 удерживается на выточке вала торцовой шайбой на болтах. Правый конец вала 41 опирается на роликоподшипник, внутренняя обойма которого фиксируется на валу кольцом и торцовой шайбой. Наружная обойма подшипника 42 может перемещаться в гнезде, которое закрыто крышкой 40, закрепленной болтами.
Шестерня 52 входит в зацепление с колесом 56, сидящим на шпонке на втором промежуточном валу 38, откованном заодно с шестерней 43. Колесо 56 зафиксировано буртом и кольцом 60, упирающимся в торец внутренней обоймы опорно-упорного подшипника 57, на который опирается левый конец вала 38. Правый конец вала опирается на роликоподшипник 39. Шарикоподшипник 57 удерживается на валу торцовой шайбой, а его наружная обойма фиксируется в гнезде крышкой 59 и кольцом 61. Подшипник 39 удерживается на валу торцовой шайбой и может перемещаться в гнезде, закрытом крышкой 37.
Шестерня 43 второго промежуточного вала 38 входит в зацепление с венцом 13 колеса 14, сидящего на шпонке на средней части 17 ваерного вала. На той же шпонке рядом с колесом 14 сидит колесо 15 привода вспомогательного вала. Для соединения с валами барабанов вал 17 имеет по оси расточенное отверстие, а на его концах на шпонках закреплены кулачковые муфты 16 и 36. Ваерный вал 17 с муфтами 16 и 36 вращается в бронзовых вкладышах 18, у внутренних торцов вкладышей установлены манжеты 19, которые предотвращают просачивание масла из корпуса редуктора. Вкладыши 18 подшипников смазываются с помощью колпачковых масленок 4.
Колесо 15 входит в зацепление с шестерней 22, сидящей на шпонке на промежуточном валу 31 привода вспомогательного вала. Шестерня фиксируется на валу буртом и стопорными винтами. Вал 31 опирается, на двухрядные сферические роликоподшипники 21 и 34. Подшипник 21 фиксирует вал, его внутренняя обойма закрепляется на шейке вала торцовой шайбой, а наружная обойма фиксируется буртом гнезда и крышкой 20, закрепленной болтами. Подшипник 34 напрессован на шейку вала 31, его наружная обойма может передвигаться в осевом направлении в гнезде, отверстие которого закрыто крышкой 35. Шестерня 22 в приводе вспомогательного вала является паразитной — она находится также в зацеплении с шестерней 28, имеющей кулачки на торце и свободно вращающейся на бронзовой втулке на средней части 23 вспомогательного вала лебедки.
Правый конец вала 23 опирается на опорно-упорный шарикоподшипник 24 с разъемной наружной обоймой. Его внутренняя обойма зафиксирована распорной втулкой 27, кольцом и круглой гайкой, причем торец втулки 27 фиксирует в осевом направлении шестерню 28, которая с другого торца упирается в бурт вала 23. Наружная обойма подшипника 24 фиксируется кольцом 26 и крышкой 24, у которой отверстие для прохода вала 23 уплотнено манжетой. Кольцо 26 и крышка 24 крепятся в гнезде сквозными болтами.
Левый конец вала 23 опирается на шарикоподшипник 32, напрессованный на шейку вала 23, наружная обойма которого может передвигаться по гнезду. Отверстие гнезда закрыто закрепленной болтами крышкой 33, уплотняющей отверстие для прохода другого конца вала 23. Выступающие из корпуса редуктора концы вала 23 для соединения с его боковыми частями имеют цилиндрические шейки со шпонками.
На утолщенной части вала 23 на скользящей шпонке 29 передвигается кулачковая муфта 30, входящая в зацепление с кулачками шестерни 28. Муфта 30 перемещается поворотом рукоятки 7, сидящей на валике 8 с рычагами 9, сухари 11 которых входят в выточку муфты 30. Валик 8 вращается во втулке подшипника крышки корпуса и в подшипнике кронштейна. Положение рукоятки 7 фиксируется стопором 10. Муфта 30 в выключенном положении фиксируется буртом вала 23.
Для замены вышедших из строя редукторов траловых лебедок на судах типа «Океан» или отдельных узлов этих редукторов проектный отдел ПИНРО разработал конструкцию редуктора применительно к отечественным подшипникам качения и маркам материалов. Спроектированный редуктор пригоден для приводного электродвигателя мощностью 70 квт при 970 оборотах в минуту и имеет общее передаточное число передачи к ваерному валу 34,7 и к вспомогательному валу — 28,4. При необходимости замены в фирменном редукторе хотя бы одной шестерни замене подлежат все сопрягаемые с нею шестерни. В случае замены подшипников отечественными меняются соответствующие валы в комплекте, и в фирменный корпус запрессовываются соответствующие втулки.
В редукторе конструкции ПИНРО первая ступень — коническая пара — выполнена с круговыми зубьями, остальные шестерни цилиндрические, косозубые. Моторный вал опирается на конические роликоподшипники. Правый конец первого промежуточного вала опирается на два конических роликоподшипника, фиксирующих вал в осевом направлении, а левый — на обычный роликоподшипник. Промежуточный вал привода вспомогательного вала опирается на два двухрядных сферических роликоподшипника. Левая часть середины вспомогательного вала лежит на двух упорных шарикоподшипниках, а его правая часть — на обычном шарикоподшипнике. Все подшипники качения могут иметь продольный зазор в пределах 0,05—0,1, регулируемый толщиной установочных колец.
Лебедка смонтирована на сварной раме 8, служащей ей основанием. Рама изготовлена из профильной стали и покрыта листом. К раме болтами крепятся корпус 9 редуктора и стойки 2 и 16 сварной конструкции, установленные на обработанные утолщенные приварные листы рамы. Сварная стойка 21 устанавливается непосредственно на палубе и поддерживает удлиненную правую ветвь, вспомогательного вала 7.
Электродвигатель 30 постоянного тока типа СМВ-15 мощностью 65/70 квт, при номинальном числе оборотов в минуту 970 работает при напряжении 220 вольт с расчетным режимом в 30 минут. Электродвигатель 30 размещен в надстройке судна и соединен; с редуктором лебедки посредством промежуточного вала 27. У лебедок с заводским номером до 72 промежуточный вал выполнен жестким, а между электродвигателем и промежуточным валом установлена упругая муфта «Бенн», корпус которой служит шкивом для колодочного электромагнитного тормоза 29. Связь между валом 27 и моторным валом редуктора осуществляется втулочной или фланцевой муфтой 26. У лебедок с заводскими номерами начиная с 73 и выше промежуточный вал выполнен карданным и присоединяется к валу электродвигателя и моторному валу редуктора карданными шарнирами 18. Для уравнивания изменений расстояний между электродвигателем и редуктором в осевом направлении промежуточный вал 27 разделен на две части, из которых одна может передвигаться в отверстии другой в осевом направлении. Промежуточный вал проходит сквозь отверстие в переборке надстройки, уплотненное сальником 28.
Управление электродвигателем осуществляется при помощи маховичков 20, вращение которых передается через конические пары валику 13, а от него — к барабану командо-контроллера помещенного в надстройке. На специальном фундаменте у электродвигателя установлен электромагнитный тормоз 29.
Ваерный вал лебедки состоит из трех частей, из которых средняя лежит в подшипниках корпуса редуктора и составляет с ним один узел. Боковые части вала опираются на подшипники стоек 2 и 16 и несут ваерные барабаны 14 и турачки 17. Как обычно, ваерные барабаны 14 вращаются на валу свободно и могут соединяться с ним кулачковыми муфтами 15, управляемыми рычагами 1. Ленточные тормоза 24 ваерных барабанов зажимаются вручную маховиками 23.
Вспомогательный вал 7 состоит из четырех частей, из которых средняя часть уложена в подшипники редуктора. Боковые части вала соединены с его средней частью продольно-свертными муфтами 25. Обычно правая часть вала 7 также состоит из двух частей, соединенных такой же муфтой 22. Левая часть вала 7 лежит в подшипнике приварного кронштейна стойки 2. Правая часть вала 7 опирается на подшипник стойки 16 и подшипник стойки 21, установленной на палубе. На концах вала 7 поставлены турачки 19. Ваерный и вспомогательный валы опираются на подшипники скольжения с бронзовыми вкладышами, смазываемые при помощи колпачковых масленок. Вспомогательный вал включается рычагом 11, управляющим его кулачковой муфтой.
Винтовые ваероукладчики приводятся в действие от конических колес, закрепленных на наружных ребордах ваерных барабанов. С этими колесами находятся в зацеплении шестерни 5. Последние через червячные передачи, заключенные в кожухи 4, передают вращение ходовым винтам 12 и передвигают сварные каретки 6. Наружные концы ходовых винтов вращаются в подшипниках кронштейнов стоек 2 и 16. Средние концы винтов лежат в подшипнике 10 кронштейна, установленного на корпусе редуктора. Подшипники с бронзовыми втулками смазываются при помощи колпачковых масленок. Червячные колеса свободно вращаются на шейках ходовых винтов на запрессованных в их ступицы бронзовых втулках и имеют на торцах кулачки. Эти кулачки могут входить в зацепление с кулачками муфт, передвигающихся по валу ходового винта на скользящих шпонках. Муфты передвигаются посредством вилок, поворбт которых производится рычагами, смонтированными на корпусах червячных передач. Для ручной установки кареток муфты отключаются, и ходовые винты поворачиваются съемными маховиками 5.
Боковая часть вала ваерных барабанов в сборе показана на рис. 29. Каждая боковая часть 9 ваерного вала со стороны редуктора имеет конусную головку 13 с шейкой, которая вставлена в отверстие средней части вала, находящейся в корпусе редуктора. У головки 13 на вал посажена на шпонке полумуфта 14, кулачки которой входят в зацепление с кулачками полумуфты, насаженной на среднюю часть ваерного вала. Наружный конец вала 9 шейкой 3 уложен в подшипник стойки станины, а на конус 1 на шпонке посажена турачка, закрепленная гайкой с шайбой. На шейку 3 вала надето кольцо 2, закрепленное винтами, и кольцо 20, упирающееся в бурт шейки. Эти кольца ограничивают осевое передвижение вала.
Ваерный барабан 16 литой, с приварными ребордами 10 и 18. Он свободно вращается на валу 9 на бронзовых втулках 8 и 15, причем опорной шейкой для втулки 15 служит наружная поверхность полумуфты 14. Втулки смазываются колпачковыми масленками 6 и 11, а также смазкой, залитой во внутреннюю полость барабана. На внутренней реборде винтами закреплен кожух 12, прикрывающий зацепление кулачковых полумуфт. Кожух имеет композитную манжету на кромке у выхода, препятствующую вытеканию масла из барабана. Барабан 16 соединяется с валом 9 кулачковой полумуфтой 4, кулачки которой входят в зацепление с кулачками ступицы барабана. Муфта 4 передвигается рычажным приводом по квадратной шейке 19 вала 9. Передвижение муфты 4 ограничивается с одной стороны кольцом 7, поставленным на нарезке и закрепленным винтами на валу 9, а с другой стороны — кольцом 20. Кольцо 7 ограничивает осевое перемещение барабана по валу, а кольцо 20, упираясь в торцы квадратной части вала и подшипника, фиксирует вал. На наружной реборде 18 закреплены болтами тормозной барабан 17 и коническая шестерня 5 привода ваероукладчика.
Ленточный тормоз ваерного барабана показан на рис. 30. Тормозная лента 2 состоит из двух частей, соединенных шарниром 1. Неподвижный конец нижней части ленты закреплен штырем 13 на сварной стойке 9, которая болтами закреплена на раме лебедки. Лента снабжена тормозными накладками из ферродо, приклепанными к ней медными заклепками. Нижняя ветвь ленты поддерживается болтом 14, установленным в кронштейне, закрепленным на раме лебедки. Этим болтом регулируется зазор между лентой и барабаном при отжатом тормозе.
Подвижный конец ленты имеет талреп 11, нарезной конец которого ввинчен в штырь 10, вставленный в отверстие двойного рычага 8. Рычаг 8 поворачивается на оси 12, вставленной в отверстия стойки 9. Обе ветви рычага 8 соединены распорными болтами. В отверстия конца рычага 8 вставлена траверза, в нарезное отверстие ее ввинчена нарезная часть шпинделя 7, который вращают вручную маховиком 3. Шпиндель 7 проходит сквозь отверстие траверзы 5, которая может поворачиваться в отверстиях стойки 9. Осевое перемещение шпинделя ограничено двумя упорными подшипниками 4, причем верхний подшипник упирается в бурт шпинделя, а нижний — в торец кольца 6, закрепленного штифтом.
На рис. 31 дан вид лебедки спереди. Здесь показано и устройство ваероукладчика. Сварная каретка 5 направляется роликами, катящимися по рельсу 7, закрепленному болтами на станине лебедки. Для направления ваера каретка имеет ролики 6. Верхняя часть каретки шарнирно связана с литой коробкой 1, в которой установлен поводок, передвигающий каретку. В корпусе 2 находится червячная передача, а рычаг 3 включает и выключает кулачковую муфту ходового винта 8, который при установке кареток может вращаться вручную съемным маховиком 4.
На рис. 32 показан редуктор лебедки. Сварной корпус редуктора состоит из двух частей, соединенных болтами с пружинными шайбами под их гайками. Фланец нижней части 1 корпуса крепится к раме лебедки и служит шестерням масляной ванной. Она снабжена указателем уровня масла и спускной пробкой 12. На крышке 6 корпуса сделан смотровой лючок 5 с пробкой для заливания масла в корпус. Для подъема крышка имеет приварыши.
Фланцы обеих частей корпуса фиксируются коническими штифтами 3.
Моторный вал 48 откован заодно с конической шестерней 45. Он вращается в опорно-упорном шарикоподшипнике 50 с разъемной наружной обоймой и роликоподшипнике 46. Подшипники смонтированы в стакане 47, который крепится болтами в отверстии приварного стакана корпуса редуктора. Наружная обойма подшипника 50 фиксируется пружинным кольцом и крышкой 49 с резиновой манжетой, уплотняющей отверстие для вала 48. Между внутренними обоймами подшипников 46 и 50 на вал 48 поставлена распорная втулка 51, а с наружной стороны обоймы подшипников крепятся кольцом и круглой гайкой.
Шестерня 45 входит в зацепление с коническим колесом 44, сидящим на шпонке на первом промежуточном валу 41, и закреплена на нем гайкой. Заодно с валом 41 откована шестерня 52. Левый конец вала 41 опирается на опорно-упорный шарикоподшипник 54, наружная разрезная обойма которого удерживается в гнезде крышкой 55 и кольцом 53, закрепленными в гнезде болтами. Внутренняя обойма подшипника 51 удерживается на выточке вала торцовой шайбой на болтах. Правый конец вала 41 опирается на роликоподшипник, внутренняя обойма которого фиксируется на валу кольцом и торцовой шайбой. Наружная обойма подшипника 42 может перемещаться в гнезде, которое закрыто крышкой 40, закрепленной болтами.
Шестерня 52 входит в зацепление с колесом 56, сидящим на шпонке на втором промежуточном валу 38, откованном заодно с шестерней 43. Колесо 56 зафиксировано буртом и кольцом 60, упирающимся в торец внутренней обоймы опорно-упорного подшипника 57, на который опирается левый конец вала 38. Правый конец вала опирается на роликоподшипник 39. Шарикоподшипник 57 удерживается на валу торцовой шайбой, а его наружная обойма фиксируется в гнезде крышкой 59 и кольцом 61. Подшипник 39 удерживается на валу торцовой шайбой и может перемещаться в гнезде, закрытом крышкой 37.
Шестерня 43 второго промежуточного вала 38 входит в зацепление с венцом 13 колеса 14, сидящего на шпонке на средней части 17 ваерного вала. На той же шпонке рядом с колесом 14 сидит колесо 15 привода вспомогательного вала. Для соединения с валами барабанов вал 17 имеет по оси расточенное отверстие, а на его концах на шпонках закреплены кулачковые муфты 16 и 36. Ваерный вал 17 с муфтами 16 и 36 вращается в бронзовых вкладышах 18, у внутренних торцов вкладышей установлены манжеты 19, которые предотвращают просачивание масла из корпуса редуктора. Вкладыши 18 подшипников смазываются с помощью колпачковых масленок 4.
Колесо 15 входит в зацепление с шестерней 22, сидящей на шпонке на промежуточном валу 31 привода вспомогательного вала. Шестерня фиксируется на валу буртом и стопорными винтами. Вал 31 опирается, на двухрядные сферические роликоподшипники 21 и 34. Подшипник 21 фиксирует вал, его внутренняя обойма закрепляется на шейке вала торцовой шайбой, а наружная обойма фиксируется буртом гнезда и крышкой 20, закрепленной болтами. Подшипник 34 напрессован на шейку вала 31, его наружная обойма может передвигаться в осевом направлении в гнезде, отверстие которого закрыто крышкой 35. Шестерня 22 в приводе вспомогательного вала является паразитной — она находится также в зацеплении с шестерней 28, имеющей кулачки на торце и свободно вращающейся на бронзовой втулке на средней части 23 вспомогательного вала лебедки.
Правый конец вала 23 опирается на опорно-упорный шарикоподшипник 24 с разъемной наружной обоймой. Его внутренняя обойма зафиксирована распорной втулкой 27, кольцом и круглой гайкой, причем торец втулки 27 фиксирует в осевом направлении шестерню 28, которая с другого торца упирается в бурт вала 23. Наружная обойма подшипника 24 фиксируется кольцом 26 и крышкой 24, у которой отверстие для прохода вала 23 уплотнено манжетой. Кольцо 26 и крышка 24 крепятся в гнезде сквозными болтами.
Левый конец вала 23 опирается на шарикоподшипник 32, напрессованный на шейку вала 23, наружная обойма которого может передвигаться по гнезду. Отверстие гнезда закрыто закрепленной болтами крышкой 33, уплотняющей отверстие для прохода другого конца вала 23. Выступающие из корпуса редуктора концы вала 23 для соединения с его боковыми частями имеют цилиндрические шейки со шпонками.
На утолщенной части вала 23 на скользящей шпонке 29 передвигается кулачковая муфта 30, входящая в зацепление с кулачками шестерни 28. Муфта 30 перемещается поворотом рукоятки 7, сидящей на валике 8 с рычагами 9, сухари 11 которых входят в выточку муфты 30. Валик 8 вращается во втулке подшипника крышки корпуса и в подшипнике кронштейна. Положение рукоятки 7 фиксируется стопором 10. Муфта 30 в выключенном положении фиксируется буртом вала 23.
Для замены вышедших из строя редукторов траловых лебедок на судах типа «Океан» или отдельных узлов этих редукторов проектный отдел ПИНРО разработал конструкцию редуктора применительно к отечественным подшипникам качения и маркам материалов. Спроектированный редуктор пригоден для приводного электродвигателя мощностью 70 квт при 970 оборотах в минуту и имеет общее передаточное число передачи к ваерному валу 34,7 и к вспомогательному валу — 28,4. При необходимости замены в фирменном редукторе хотя бы одной шестерни замене подлежат все сопрягаемые с нею шестерни. В случае замены подшипников отечественными меняются соответствующие валы в комплекте, и в фирменный корпус запрессовываются соответствующие втулки.
В редукторе конструкции ПИНРО первая ступень — коническая пара — выполнена с круговыми зубьями, остальные шестерни цилиндрические, косозубые. Моторный вал опирается на конические роликоподшипники. Правый конец первого промежуточного вала опирается на два конических роликоподшипника, фиксирующих вал в осевом направлении, а левый — на обычный роликоподшипник. Промежуточный вал привода вспомогательного вала опирается на два двухрядных сферических роликоподшипника. Левая часть середины вспомогательного вала лежит на двух упорных шарикоподшипниках, а его правая часть — на обычном шарикоподшипнике. Все подшипники качения могут иметь продольный зазор в пределах 0,05—0,1, регулируемый толщиной установочных колец.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.