Идущие в последние годы практически непрекращающейся чередой мировые кризисы сильно ударили по добыче нерудных строительных материалов (НСМ) в России. После кризиса 1998 года падение добычи НСМ за два года в России составило более 60 %. Неуклонный рост тарифов на энергоносители, на перевозку грузов РЖД, падение объемов потребления строительных материалов, ужесточение Российского экологического законодательства, усложнение процедуры получения разрешений на эксплуатацию новых месторождений, вот далеко не полный перечень тех проблем, с которыми пришлось столкнуться компаниям, работающим на данном рынке. И хотя в последние два года ситуация несколько выправляется, доходность этого вида деятельности к докризисному уровню традиционными способами уже не вернуть. Все это привело к ужесточению конкуренции и, как следствие, часть компаний прекратила свою деятельность.
На данном фоне компании республики Татарстан, занятые добычей песчанно-гравийной смеси (ПГС), оказались в гораздо лучшей экономической ситуации: последние годы Татарстан строит много и объемы строительства растут год от года. И, соответственно, нерудных строительных материалов нужно все больше и больше. При этом значительный объем ПГС в республике добывается гидромеханизированным способом, как наиболее экономически привлекательным по ряду причин. Но возникла другая проблема: за многие годы добычи наиболее перспективные месторождения оказались практически выработанными до уровня твердых закаменелых слоев аргиллита, толщиной 0,5-1,2 м, расположенных на глубинах 12-16 м. Под этой своеобразной крышей расположены богатые нетронутые месторождения, экономически целесообразная разработка которых имеющимися на бассейне судами, невозможна.
Поэтому возникла потребность в новом судне, которое решит проблему доступа к более глубоким слоям месторождений ПГС через слой аргалита и их эффективную разработку. В результате работы технологов, проектантов и эксплуатирующей организации были определены следующие требования к судну:
• Осадка, м - до 2,0;
• Производительность по ПГС, т\час - около 1 500;
• Глубина разработки ПГС, м - от 4,0 до 30,0;
• Наличие места проживания для экипажа и производственного персонала, обеспечивающее круглосуточную
добычу ПГС;
• Для возможности проникновения через слой аргиллита и других закаменелых слоев необходимость наличия мощной фрезы;
• Наличие на борту сортировочно-обо-гатительного комплекса производительностью, обеспечивающей непрерывную работу земснаряда и выдающего продукцию, соответствующую требованиям действующих стандартов, с возможностью выдачи продукции на оба борта земснаряда;
• Возможность швартовки барж (сухогрузов) с обоих бортов земснаряда и наличие баржепротяжного механизма по Пр.Б и ЛБ.
Проектирование указанного судна было выполнено силами ОАО «РЦПКБ «Стапель» в 2013 году (проект № RDB 66.09). Строительство земснаряда данного проекта завершается на судостроительном предприятии ОАО «Зеленодольский завод им. А. М. Горького».
В 2014 году, в развитие данного проекта РЦПКБ «Стапель» выполнен проект RDB 66.29 (строительство начато на ООО «Верхнекамская Строительная Компания»).
Назначение спроектированных земснарядов - разработка песчаных, песчанно-гравийных и гравийных карьеров, в том числе и отработанных карьеров, методом фрезерного и гидро-рыхления.
Тип земснаряда - плавучий, несамоходный, дизельный, с фрезерным и гидро-рыхлением, с трехъярусной рубкой на главной палубе для жилых, служебных и общественных помещений, сортировочно-обогатительным комплексом в средней части на главной палубе и машинным отделением в корпусе земснаряда.
На земснаряде обеспечены комфортные условия проживания экипажа и производственного персонала. В надстройке расположены одно- и двухместные каюты, ка-ют-кампания, камбуз, санблоки и другие служебные помещения.
Особенностью данных земснарядов является добыча нерудностроительных материалов с глубин до 30 м, с возможностью проникновения через твердые слои аргиллита и других закаменелых слоев, к залежам нерудностроительных материалов, методом фрезерного рыхления.
Корпус земснарядов прямобортный, что обеспечивает высокую технологичность и низкую себестоимость в производстве, в кормовой оконечности имеет транец. Сед-ловатость и погибь палубы отсутствует. В ДП, в носовой оконечности и средней части предусмотрена прорезь, для размещения рамы грунтозаборного устройства.
На земснарядах установлен грунтовый насос Warman 30/26HD, с дизельным приводом, мощностью 736 кВт. В качестве источников электроэнергии предусмотрена установка трех дизель-генераторов: два вспомогательных мощностью 315 кВт и одного стояночного мощностью 60 кВт.
Рубка управления расположена на палубе надстройки второго яруса, обеспечивает максимальный обзор за рабочими и палубными механизмами. В рубке установлено кресло багермейстера с встроенными джойстиками для управления рабочими механизмами. Управление процессом добычи осуществляется одним человеком.
Способ перемещения земснаряда - папильонажный.
Для добычи и обогащения песчанно-гравийной смеси земснаряды оборудованы грунтозаборным устройством и сортировочно-обогатительным комплексом. В качестве привода фрезы, предусмотрен погружной гидромотор. На главной палубе полукорпусов ЛБ и Пр.Б земснаряда, в средней части, установлен сортировочно-обогатительный комплекс, предназначенный для получения гравия 5-20 мм, песка в соответствии с действующими нормативными документами и щебня мелкого дробления, а также для погрузки этих продуктов в транспортные суда, посредством ленточного конвейера на один борт и погрузочного лотка на другой борт.
На земснарядах установлены устройства, обеспечивающие одновременное протягивание барж по Пр.Б и ЛБ.
В качестве грузоподъемных средств применены два судовых крана. Один для обслуживания механизмов машинного отделения и кормового папильонажного устройства, второй для обслуживания носового папильонажного устройства и фрезерного агрегата.
Район эксплуатации - в соответствии с классом, бассейны разряда «О», с возможностью выхода в бассейнах разряда «Р» и «Л».
Эксплуатация судна - навигационный период, при температуре окружающей среды от - 5 °С до + 35 °С.
Ожидается, что судно проекта RDB 66.09 пройдет производственные испытания к концу навигации 2014 года, а проекта RDB 66.29 к середине навигации 2015 года.
Ввод в эксплуатацию указанных судов самым серьезным образом изменит расклад сил по гидромеханизированной добыче ПГС в Татарстане и укрепит положение операторов этих судов на конкурентном рынке.
Главные размерения
и основные характеристики:
Длина габаритная, м........................................................79,13
Длина по КВЛ, м...................................................................69,9
Ширина, м..................................................................................12
Высота борта, м......................................................................3,5
Осадка в грузу, м.................................................................1,93
Водоизмещение при осадке 1,93 м, т.......................1 283
Экипаж, чел..................................................................................9
Производственный персонал, чел.....................................3
Глубина разработки, м....................................................4-30
Категория разрабатываемого грунта............................I-V
Производительность насоса по ПГС, т/ч.............=1 500
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.