Хотя выше и было сказано, что вряд ли технолог, от которого зависит подбор материала для изготовления ответственных деталей, рискнет отступить от марок, заданных чертежом или другим документом, не посоветовавшись с вышестоящими инстанциями, несоответствующий материал все же может попасть на какой-либо
стадии обработки.
Следует учитывать, что между технологом, находящимся в бюро, и рабочим агрегатом имеются еще несколько человек: мастер, рабочий, кладовщик, которые могут заменить марку материала при отсутствии требуемой. Выяснение таких отступлений от заданной технологии является компетенцией администрации завода, здесь же следует отметить, что в практике встречаются случаи, когда материал вышедшей из строя детали явно не cоответствовал по своим свойствам марке материала, указанной на чертеже.
При разборке причин тяжелых аварий дизелей или систематических выходов из строя одних и тех же деталей на, многих дизелях одной марки создается специальная комиссия, анализирующая результаты механических испытаний металла детали,, структуру и химический состав металла вид термообработки, состояние поверхности. Комиссия оценивает характер напряжений, действовавших в детали, степень ее износа перед аварией и т. п.
Подводя итоги обзору конструктивных и технологических дефектов, возникающих еще до установки дизелей на суда, нельзя не признать их многообразия. В одних случаях, как было показано выше, при выявлении конструктивных дефектов в процессе эксплуатации их удавалось исправить, иногда даже полностью, с помощью конструкторских бюро и хорошо оснащенных заводов, в других случаях дефекты оказывались настолько серьезными и их обнаруживалось так много, что после попыток исправить их такие дизели снимали с производства. Так было, например, с дизелями Герлицкого завода, установленными на судах типа «Андижан».
Крупнейшие дизелестроительные фирмы, прежде чем пустить новую марку дизеля в серию, долго отрабатывают конструкцию и технологию его изготовления на опытных отсеках, состоящих из одного-двух цилиндров. Опытный отсек испытывают в различных условиях, на различных сортах топлива и смазки, с перегрузкой, иногда доводят его до аварийного состояния и наблюдают за из-носами, за поведением металла ответственных деталей, в ходе испытаний изменяют конструктивные элементы, технологию обработки, марки металла и т. д. Иногда этот процесс длится годами.
Однако и такая тщательная отработка отсеков и головного дизеля не исключает вероятности ошибок, заложенных в конструкции дизеля, так как условия его работы на заводском стенде более благоприятны, чем на судне. На стенде дизель стоит на жестком фундаменте, не подвергается качке и переменным нагрузкам, не испытывает ударной нагрузки под фундамент при ударах волны под корпус, не подвергается влиянию крутильных колебаний гребного вала, работает при постоянной температуре машинного отделения (МО) и т. д.
Опыт эксплуатации дизелей показал, что многие их дефекты обнаруживаются спустя несколько тысяч часов работы, причем, дефекты оказываются не только конструктивными, но и технологическими, вследствие которых материалы, примененные для изготовления ответственных деталей, не выдерживают предполагаемого срока работы, и детали выходят из строя значительно раньше.
По статистическому анализу аварий судового механического оборудования 4,8% всех аварий произошли из-за конструктивных недостатков, которые обнаружились только в процессе эксплуатации [52]. Как правило, технологические дефекты удается исправлять, применяя материалы с более высокими физико-техническими свойствами. Иногда достаточно улучшить технологию литья, термообработки и холодной обработки. Выше было приведено достаточно примеров различных способов увеличения срока службы дефектных деталей.
Судовые механики, повседневно наблюдающие за деталями в различных условиях работы, первыми должны обнаруживать и дефекты в них. Каждый механик должен иметь личный журнал наблюдения за вверенными ему механизмами, куда он должен вносить свои наблюдения помимо того, что заносится в формуляр и машинный журнал. Залогом длительной безаварийной работы дизеля является точное соблюдение Правил, строго регламентированные вскрытия отдельных узлов, точный обмер всех деталей, подвергающихся износу, и тщательный осмотр поверхностей, на которых возможно появление дефектов.
стадии обработки.
Следует учитывать, что между технологом, находящимся в бюро, и рабочим агрегатом имеются еще несколько человек: мастер, рабочий, кладовщик, которые могут заменить марку материала при отсутствии требуемой. Выяснение таких отступлений от заданной технологии является компетенцией администрации завода, здесь же следует отметить, что в практике встречаются случаи, когда материал вышедшей из строя детали явно не cоответствовал по своим свойствам марке материала, указанной на чертеже.
При разборке причин тяжелых аварий дизелей или систематических выходов из строя одних и тех же деталей на, многих дизелях одной марки создается специальная комиссия, анализирующая результаты механических испытаний металла детали,, структуру и химический состав металла вид термообработки, состояние поверхности. Комиссия оценивает характер напряжений, действовавших в детали, степень ее износа перед аварией и т. п.
Подводя итоги обзору конструктивных и технологических дефектов, возникающих еще до установки дизелей на суда, нельзя не признать их многообразия. В одних случаях, как было показано выше, при выявлении конструктивных дефектов в процессе эксплуатации их удавалось исправить, иногда даже полностью, с помощью конструкторских бюро и хорошо оснащенных заводов, в других случаях дефекты оказывались настолько серьезными и их обнаруживалось так много, что после попыток исправить их такие дизели снимали с производства. Так было, например, с дизелями Герлицкого завода, установленными на судах типа «Андижан».
Крупнейшие дизелестроительные фирмы, прежде чем пустить новую марку дизеля в серию, долго отрабатывают конструкцию и технологию его изготовления на опытных отсеках, состоящих из одного-двух цилиндров. Опытный отсек испытывают в различных условиях, на различных сортах топлива и смазки, с перегрузкой, иногда доводят его до аварийного состояния и наблюдают за из-носами, за поведением металла ответственных деталей, в ходе испытаний изменяют конструктивные элементы, технологию обработки, марки металла и т. д. Иногда этот процесс длится годами.
Однако и такая тщательная отработка отсеков и головного дизеля не исключает вероятности ошибок, заложенных в конструкции дизеля, так как условия его работы на заводском стенде более благоприятны, чем на судне. На стенде дизель стоит на жестком фундаменте, не подвергается качке и переменным нагрузкам, не испытывает ударной нагрузки под фундамент при ударах волны под корпус, не подвергается влиянию крутильных колебаний гребного вала, работает при постоянной температуре машинного отделения (МО) и т. д.
Опыт эксплуатации дизелей показал, что многие их дефекты обнаруживаются спустя несколько тысяч часов работы, причем, дефекты оказываются не только конструктивными, но и технологическими, вследствие которых материалы, примененные для изготовления ответственных деталей, не выдерживают предполагаемого срока работы, и детали выходят из строя значительно раньше.
По статистическому анализу аварий судового механического оборудования 4,8% всех аварий произошли из-за конструктивных недостатков, которые обнаружились только в процессе эксплуатации [52]. Как правило, технологические дефекты удается исправлять, применяя материалы с более высокими физико-техническими свойствами. Иногда достаточно улучшить технологию литья, термообработки и холодной обработки. Выше было приведено достаточно примеров различных способов увеличения срока службы дефектных деталей.
Судовые механики, повседневно наблюдающие за деталями в различных условиях работы, первыми должны обнаруживать и дефекты в них. Каждый механик должен иметь личный журнал наблюдения за вверенными ему механизмами, куда он должен вносить свои наблюдения помимо того, что заносится в формуляр и машинный журнал. Залогом длительной безаварийной работы дизеля является точное соблюдение Правил, строго регламентированные вскрытия отдельных узлов, точный обмер всех деталей, подвергающихся износу, и тщательный осмотр поверхностей, на которых возможно появление дефектов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.