При замере зазоров между поршнем и втулкой следует также замерить зазоры между ползуном и параллелями, тем более что для этого не требуется никаких приготовлений.
Сроки осмотров ползунов и параллелей дизелей, согласно Правилам, совпадают со сроком осмотров цилиндров и поршней. Обычно осмотр этих деталей сводится к замеру зазоров между ними и внешнему осмотру.
Большинство крейцкопфных дизелей имеют двусторонний ползун, иногда он состоит из четырех частей (например, у дизеля Зульцер SD72).
При рабочем ходе поршня ползун переднего хода прижат к параллели переднего хода, и весь суммарный зазор между ползунами и параллелями находится на стороне заднего хода. Для того чтобы воспроизвести эти условия при замерах зазоров, ползун прижимают к параллели переднего хода при помощи домкрата и замеряют зазор со стороны заднего хода.
При работе ползун имеет и боковые перемещения, которые у расцентрованных дизелей могут быть довольно большими. Для предотвращения таких перемещений параллели снабжены боковыми опорными поверхностями; зазор между ними и ползуном также подлежит контролю.
Зазоры замеряют щупом в трех положениях ползуна: в в. м. т., н. м.т. и на середине хода поршня. В каждом из указанных положений снимают восемь замеров: правый и левый борта, нос, корма (сверху и снизу), два между плоскостями ползуна и параллелью заднего хода (также нос — корма, сверху и снизу).
Рис. 74. Направления замеров зазоров между ползунами и параллелями
На рис. 74 показаны направления замеров зазоров для четырехстороннего (а) и одностороннего (б) ползунов (стрелками показаны места замеров).
Рис 75. Схема и расположение замеров и величины рабочих и боковых зазоров между ползуном и параллелью при трех положениях ползуна
На рис. 75, а показано расположение рабочих зазоров для четырехстороннего ползуна, на рис. 75, б дана таблица расположения зазоров, где буквами а'н и а'к обозначены зазоры между рабочими поверхностями соответственно в носу и корме, а буквами b'н и b'к — боковые зазоры.
На рис. 75, в дана таблица с конкретными величинами замеров зазоров на дизеле Зульцер 9SD72.
Наибольшие допустимые зазоры между ползуном и параллелью на рабочей и боковых поверхностях устанавливают в зависимости от диаметра шейки крейцкопфа. Обычно фирмы дают эти величины в инструкциях по обслуживанию дизелей. Например, для дизеля Зульцер SD72, имеющего диаметр головной шейки 370 мм, предельно допустимый зазор в рабочей части установлен 0,5 мм.
По результатам замеров зазоров между ползуном и параллелью можно судить о характере износа этой трущейся пары. Равномерное увеличение зазора по сравнению с предыдущим при всех положениях ползуна указывает на то, что в основном изнашивается ползун, а не параллель. Если же зазоры при среднем положении ползуна больше, чем при его крайних положениях, то можно полагать, что преимущественный износ имеет параллель. Это объясняется тем, что параллель, воспринимая наибольшие усилия в средней части, там же и изнашивается больше.
Как известно, параллели и ползуны, имеющиеся только у малооборотных мощных главных дизелей, имеют большие габарит и массу, так что ремонт их в судовой обстановке крайне затруднителен. Следует отметить, что и необходимость в этом может возникнуть очень редко. Например, фирма «Зульцер» для дизелей SD72 устанавливает монтажные зазоры между ползунами и параллелями 0,056—0,16 мм.
На одном из таких дизелей, установленном на теплоходе «Кировск», после 5 лет непрерывной эксплуатации, когда дизель отработал свыше 20 ООО ч, зазоры между ползунами и параллелями находились в пределах 0,1—0,23 мм при допустимом зазоре 0,5 мм. Из приведенных цифр видно, что до достижения предельно допустимых зазоров, когда потребуется установка прокладок, дизель может отработать еще 20 000 ч.
Сам по себе зазор между ползуном и параллелью большого значения не имеет. Но по мере износа ползуна и параллели оси поршня, штока и поперечины смещаются в сторону параллели переднего хода, и при проверке центровки поршня может оказаться, что зазор между стенкой втулки и поршнем со стороны расположения параллели переднего хода достиг опасного минимума или нуля, что и явится указанием на необходимость установки прокладки.
Рис. 76. Место установки прокладки в крейцкопфе
Прокладку, толщина которой должна быть равна величине уменьшения зазора между втулкой и поршнем, устанавливают между ползуном и поперечиной (рис. 76, указано стрелкой).
Прокладка не уменьшает суммарного зазора между ползуном и параллелью, и устанавливают ее только в целях исправления положения поршня во втулке.
Сроки осмотров ползунов и параллелей дизелей, согласно Правилам, совпадают со сроком осмотров цилиндров и поршней. Обычно осмотр этих деталей сводится к замеру зазоров между ними и внешнему осмотру.
Большинство крейцкопфных дизелей имеют двусторонний ползун, иногда он состоит из четырех частей (например, у дизеля Зульцер SD72).
При рабочем ходе поршня ползун переднего хода прижат к параллели переднего хода, и весь суммарный зазор между ползунами и параллелями находится на стороне заднего хода. Для того чтобы воспроизвести эти условия при замерах зазоров, ползун прижимают к параллели переднего хода при помощи домкрата и замеряют зазор со стороны заднего хода.
При работе ползун имеет и боковые перемещения, которые у расцентрованных дизелей могут быть довольно большими. Для предотвращения таких перемещений параллели снабжены боковыми опорными поверхностями; зазор между ними и ползуном также подлежит контролю.
Зазоры замеряют щупом в трех положениях ползуна: в в. м. т., н. м.т. и на середине хода поршня. В каждом из указанных положений снимают восемь замеров: правый и левый борта, нос, корма (сверху и снизу), два между плоскостями ползуна и параллелью заднего хода (также нос — корма, сверху и снизу).
Рис. 74. Направления замеров зазоров между ползунами и параллелями
На рис. 74 показаны направления замеров зазоров для четырехстороннего (а) и одностороннего (б) ползунов (стрелками показаны места замеров).
Рис 75. Схема и расположение замеров и величины рабочих и боковых зазоров между ползуном и параллелью при трех положениях ползуна
На рис. 75, а показано расположение рабочих зазоров для четырехстороннего ползуна, на рис. 75, б дана таблица расположения зазоров, где буквами а'н и а'к обозначены зазоры между рабочими поверхностями соответственно в носу и корме, а буквами b'н и b'к — боковые зазоры.
На рис. 75, в дана таблица с конкретными величинами замеров зазоров на дизеле Зульцер 9SD72.
Наибольшие допустимые зазоры между ползуном и параллелью на рабочей и боковых поверхностях устанавливают в зависимости от диаметра шейки крейцкопфа. Обычно фирмы дают эти величины в инструкциях по обслуживанию дизелей. Например, для дизеля Зульцер SD72, имеющего диаметр головной шейки 370 мм, предельно допустимый зазор в рабочей части установлен 0,5 мм.
По результатам замеров зазоров между ползуном и параллелью можно судить о характере износа этой трущейся пары. Равномерное увеличение зазора по сравнению с предыдущим при всех положениях ползуна указывает на то, что в основном изнашивается ползун, а не параллель. Если же зазоры при среднем положении ползуна больше, чем при его крайних положениях, то можно полагать, что преимущественный износ имеет параллель. Это объясняется тем, что параллель, воспринимая наибольшие усилия в средней части, там же и изнашивается больше.
Как известно, параллели и ползуны, имеющиеся только у малооборотных мощных главных дизелей, имеют большие габарит и массу, так что ремонт их в судовой обстановке крайне затруднителен. Следует отметить, что и необходимость в этом может возникнуть очень редко. Например, фирма «Зульцер» для дизелей SD72 устанавливает монтажные зазоры между ползунами и параллелями 0,056—0,16 мм.
На одном из таких дизелей, установленном на теплоходе «Кировск», после 5 лет непрерывной эксплуатации, когда дизель отработал свыше 20 ООО ч, зазоры между ползунами и параллелями находились в пределах 0,1—0,23 мм при допустимом зазоре 0,5 мм. Из приведенных цифр видно, что до достижения предельно допустимых зазоров, когда потребуется установка прокладок, дизель может отработать еще 20 000 ч.
Сам по себе зазор между ползуном и параллелью большого значения не имеет. Но по мере износа ползуна и параллели оси поршня, штока и поперечины смещаются в сторону параллели переднего хода, и при проверке центровки поршня может оказаться, что зазор между стенкой втулки и поршнем со стороны расположения параллели переднего хода достиг опасного минимума или нуля, что и явится указанием на необходимость установки прокладки.
Рис. 76. Место установки прокладки в крейцкопфе
Прокладку, толщина которой должна быть равна величине уменьшения зазора между втулкой и поршнем, устанавливают между ползуном и поперечиной (рис. 76, указано стрелкой).
Прокладка не уменьшает суммарного зазора между ползуном и параллелью, и устанавливают ее только в целях исправления положения поршня во втулке.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.