Детали и пары трения СТС подвержены действию различного рода
механического и коррозионно-механического изнашивания, а также коррозионному и
усталостному разрушениям. Материал деталей, работающих в условиях высоких
температур, под действием внешних нагрузок подвергается ползучести.
Изнашивание — это процесс постепенного изменения размеров
деталей при трении. Результат изнашивания называют износом.
Механическое — изнашивание материала в результате
механических воздействий на него.
Абразивное—механическое изнашивание материала из-за
воздействия на него режущих или царапающих твёрдых тел, или частиц.
Гидроабразивное — механическое изнашивание материала в
результате воздействия на него твёрдых частиц, увлекаемых потоком жидкости.
Газоабразивное — механическое изнашивание материала в
результате воздействия на него твёрдых частиц, увлекаемых потоком газа.
Эрозионное — механическое изнашивание материала в результате
воздействия на него потока жидкости или газа. Этому изнашиванию подвержены
гребные винты, лопастные колёса центробежных и осевых насосов, наружные и
внутренние поверхности нагрева паровых водотрубных котлов и др.
Кавитационное — гидроэрозионное изнашивание поверхности
твёрдого тела при движении его относительно жидкости, при котором пузырьки газа
захлопываются вблизи поверхности, что создаёт местное повышение давления или
температуры.
Явление кавитации и связанное с ним кавитационное
изнашивание наблюдается у лопастей гребных винтов и лопастных колёс
центробежных и осевых насосов.
Усталостное (осповидное изнашивание) — механическое
изнашивание поверхности трения в результате деформирования микрообъёмов
материала, приводящего к возникновению трещин и отделению частиц.
Выкрашивание {Pitting) — процесс образования ямок на
поверхности трения в результате отделения частиц материала при усталостном
изнашивании (при вибрации).
Молекулярно-механическое — изнашивание материала в
результате механического воздействия и молекулярных сил на него. При этом
изнашивании наблюдается перенос частиц металла с одной поверхности детали на
другую.
Изнашивание при заедании — молекулярно-механическое
изнашивание деталей в результате глубинного вырывания материала (схватывания) и
переноса его с одной поверхности трения на другую. Такое изнашивание
встречается у подшипников скольжения на контактной поверхности зубчатой
передачи при недостаточной смазке.
Коррозионно-механическое — изнашивание материала в
результате механического воздействия на него, сопровождаемое химическим или
электрическим взаимодействием материала со средой. Это изнашивание характерно
для шеек валов насосов, перекачивающих морскую воду.
Окислительное — коррозионно-механическое изнашивание
материала, при котором основное влияние на изнашивание оказывает химическая
реакция с кислородом или окисляющей окружающей средой.
Изнашивание при фреттинг-коррозии — коррозионно-механическое
изнашивание соприкасающихся тел при относительно малых колебательных
перемещениях. Это изнашивание встречается на посадочных поверхностях конуса
гребного вала и винта, на посадочных поверхностях вкладышей рамовых подшипников
дизеля.
Исследованиями установлено, что все процессы изнашивания
деталей и пар трения протекают аналогично.
Говоря о физическом изнашивании необходимо отметить, что
механизмы и корпус судна дополнительно подвержены моральному изнашиванию,
которое выражается в их техническом старении.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.