Одно из важных преимуществ - возможность применения нереверсивных двигателей и упрощения энергетической установки. На турбоходах для реверса используют турбины заднего хода. Дизельная установка упрощается незначительно, но отсутствие реверсов значительно увеличивает срок службы дизеля, который иначе приходится останавливать, а затем запускать в обратном направлении с помощью холодного сжатого воздуха. Возникают повышенные температурные нагрузки, неблагоприятные для двигателя.
ВРШ позволяет получать любые скорости хода, от полного переднего до полного заднего, без изменения частоты вращения двигателя. При этом КПД будет меньше, чем у ВФШ, но скорость хода часто оказывается большей благодаря полному использованию мощности двигателя. Но можно управлять работой двигательно-движительного комплекса и иначе: изменять и шаг винта, и частоту вращения двигателя с таким расчетом, чтобы получить наибольший КПД (некоторый промежуточный случай между "чистыми" ВФШ и ВРШ). Некоторым судам требуется, кроме полного хода, иметь возможность двигаться с малыми скоростями. Если судно оборудовано ВФШ, минимальная скорость ограничена минимально устойчивыми оборотами двигателя. Малые скорости, в принципе, можно получить, если на судне имеется активный руль. ВРШ полностью решает проблему обеспечения произвольной скорости хода.
Управление работой ВРШ осуществляется непосредственно с мостика, что повышает оперативность и надежность выполнения команд - это может сыграть большую роль в аварийных ситуациях, когда требуется немедленное принятие решения, возможно, неблагоприятного для двигателя.
Нередко считают, что ВРШ ускоряет время реверса и уменьшает длину выбега судна при торможении, хотя некоторые специалисты с этим не согласны.
ВРШ улучшает ходовые качества многовинтового судна. При остановке (например, на экономическом ходу корабля) или выходе из строя одного или нескольких двигателей нетрудно предотвратить перегрузку остальных, которые в случае ВФШ становятся тяжелыми. Сопротивление неработающих винтов можно уменьшить, развернув их во флюгерное положение, если это позволяет их конструкция (т.е. вдоль потока, но это встречается редко, так как требует обеспечения очень большого диапазона углов поворота лопастей), или установив их на шаг нулевого момента (свободного вращения).
У судов с ВФШ имеется определенная зависимость между скоростью хода и частотой вращения двигателя. Иногда при частоте, меньше номинальной, возникает резонансная вибрация валопровода, что практически запрещает судну иметь скорости хода в некотором диапазоне. С ВРШ можно избежать критических оборотов двигателя, выбрав подходящее сочетание шага и числа оборотов. Наконец, упрощается доводка изготовленного винта, поскольку требования к точности по шагу смягчаются. Имеются и некоторые другие преимущества.
Очевидный и очень серьезный недостаток ВРШ - сложность конструкции, что ведет к повышению стоимости установки и понижению ее надежности, хотя необходимо отметить, что надежность современных ВРШ достаточно высока. На большинстве судов, где имеются ВРШ, они окупаются за несколько лет благодаря указанным преимуществам.
Выше были названы и другие недостатки: увеличенные размеры ступицы, ограниченная ширина лопасти у корня, из-за чего приходится утолщать корневые сечения из условий прочности, что, однако, ускоряет наступление кавитации, для устранения которой требуется увеличивать на 5-10 % дисковое отношение, предельная величина которого существенно меньше, чем у ВФШ. Разработаны ВРШ тандем, у которых одна пара лопастей сдвинута в корму по отношению к другой. Это позволяет уменьшить диаметр ступицы и увеличить дисковое отношение до значений, характерных для ВФШ, но ценой удлинения ступицы на 30-50 % и усложнения конструкции.
ВРШ позволяет получать любые скорости хода, от полного переднего до полного заднего, без изменения частоты вращения двигателя. При этом КПД будет меньше, чем у ВФШ, но скорость хода часто оказывается большей благодаря полному использованию мощности двигателя. Но можно управлять работой двигательно-движительного комплекса и иначе: изменять и шаг винта, и частоту вращения двигателя с таким расчетом, чтобы получить наибольший КПД (некоторый промежуточный случай между "чистыми" ВФШ и ВРШ). Некоторым судам требуется, кроме полного хода, иметь возможность двигаться с малыми скоростями. Если судно оборудовано ВФШ, минимальная скорость ограничена минимально устойчивыми оборотами двигателя. Малые скорости, в принципе, можно получить, если на судне имеется активный руль. ВРШ полностью решает проблему обеспечения произвольной скорости хода.
Управление работой ВРШ осуществляется непосредственно с мостика, что повышает оперативность и надежность выполнения команд - это может сыграть большую роль в аварийных ситуациях, когда требуется немедленное принятие решения, возможно, неблагоприятного для двигателя.
Нередко считают, что ВРШ ускоряет время реверса и уменьшает длину выбега судна при торможении, хотя некоторые специалисты с этим не согласны.
ВРШ улучшает ходовые качества многовинтового судна. При остановке (например, на экономическом ходу корабля) или выходе из строя одного или нескольких двигателей нетрудно предотвратить перегрузку остальных, которые в случае ВФШ становятся тяжелыми. Сопротивление неработающих винтов можно уменьшить, развернув их во флюгерное положение, если это позволяет их конструкция (т.е. вдоль потока, но это встречается редко, так как требует обеспечения очень большого диапазона углов поворота лопастей), или установив их на шаг нулевого момента (свободного вращения).
У судов с ВФШ имеется определенная зависимость между скоростью хода и частотой вращения двигателя. Иногда при частоте, меньше номинальной, возникает резонансная вибрация валопровода, что практически запрещает судну иметь скорости хода в некотором диапазоне. С ВРШ можно избежать критических оборотов двигателя, выбрав подходящее сочетание шага и числа оборотов. Наконец, упрощается доводка изготовленного винта, поскольку требования к точности по шагу смягчаются. Имеются и некоторые другие преимущества.
Очевидный и очень серьезный недостаток ВРШ - сложность конструкции, что ведет к повышению стоимости установки и понижению ее надежности, хотя необходимо отметить, что надежность современных ВРШ достаточно высока. На большинстве судов, где имеются ВРШ, они окупаются за несколько лет благодаря указанным преимуществам.
Выше были названы и другие недостатки: увеличенные размеры ступицы, ограниченная ширина лопасти у корня, из-за чего приходится утолщать корневые сечения из условий прочности, что, однако, ускоряет наступление кавитации, для устранения которой требуется увеличивать на 5-10 % дисковое отношение, предельная величина которого существенно меньше, чем у ВФШ. Разработаны ВРШ тандем, у которых одна пара лопастей сдвинута в корму по отношению к другой. Это позволяет уменьшить диаметр ступицы и увеличить дисковое отношение до значений, характерных для ВФШ, но ценой удлинения ступицы на 30-50 % и усложнения конструкции.
а расшифровка ВРШ и ВФШ бы ещё была, цены бы небыло.
ОтветитьУдалить