Отступления от чертежных величин зазоров, допускаемые дизелестроительными заводами, частично рассматривались ранее. Но там речь шла о нарушении строго установленных допусков, выполнение которых связано с соответствующими точностями и чистотой обработки.
По величинам допусков несколько обособленно стоят подшипники дизеля, так как пределы допусков для них относительно велики и зазоры в разъемных подшипниках легко регулировать при помощи прокладок. Кроме того, в дизеле имеются узлы, сопряжения деталей которых представляют собой плоскости и поэтому допуски на зазоры между ними не могут быть отнесены к системе вала или отверстия.
Рис. 35. Детали крышки цилиндра дизеля МАН K6Z57/80c и монтажные зазоры между ними
Примером такого сопряжения может служить составная крышка цилиндра дизеля МАН K6Z57/80C (рис. 35). Крышка состоит из двух частей, отливаемых из чугуна: нижней (или днища) 1, в которой расположена камера сгорания, и установленной на ней верхней (или колпака) 5, придающей всей конструкции необходимую жесткость.
Нижняя часть крышки охлаждается водой, проходящей от центра крышки к периферии по двум концентрическим каналам. Днище 1 непосредственно воспринимает давление газов в цилиндре, а колпак 3 прижимает днище к втулке цилиндра. Днище и колпак соединяются между собой четырьмя шпильками 2, а колпак крепится на 12 шпильках 4, ввернутых в блок.
Как видно из рисунка, сопряжение верхней и нижней частей крышки состоит из трех концентрических поясов с различными зазорами между их плоскостями. Когда крышка собрана, т. е. когда детали ее соединены шпильками 2, а на шпильках 4 еще нет гаек, пояс наименьшего диаметра не имеет зазора, и только в этом поясе верхняя и нижняя части крышки плотно прижаты друг к другу. В следующем от центра поясе зазор должен быть в пределах S3=0,l/0,12 мм, а во внешнем S1 = 0,2/0,25 мм (S2=0/0,16 мм1).
По расчетам фирмы при полном обжатии гаек у шпилек 4 колпак 3 упруго сдеформируется и все три плоскости сопряжения плотно прилягут друг к другу. Очевидно, расчет этот был правильным, так как у крышек, изготовленных самой фирмой, трещин в крышках не появлялось.
Но, как выявилось при расследовании причин появления трещин в крышках, изготовленных Керченским СРЗ, все три пояса сопряжения обрабатывали под одну плоскость. В таком случае при обжатии колпака на шпильках 4 и неизбежной его деформации прежде всего будут плотно сжаты плоскости внешнего пояса, а между плоскостями двух других поясов появится зазор. При этом наиболее нагруженная средняя часть днища будет испытывать циклические упругие деформации, так как она ничем не подкреплена. Кроме того, у нижних частей отсутствовали внутренние ребра, что еще более усугубляло их состояние.
состояние.
После того как причины появления трещин в крышках были устранены, руководство ССХ пароходств, в которых имеются указанные дизели, нашло необходимым дать рекомендацию судовым механикам — один раз в год проверять зазоры между плоскостями поясов деталей крышки и при необходимости шабрить их поверхности, доводя зазоры до указанных величин.
Рис. 36. Контрольная плита для проверки зазоров между деталями крышки цилиндра
Для этих целей на теплоходе «Русь» изготовили специальную контрольную плиту.
Приспособление (рис. 36) состоит из трех стальных колец, площади которых несколько больше площадей концентрических буртов обеих частей крышки цилиндра. Кольца приварены к ребрам жесткости, проточены и пришабрены в одной плоскости. Если деформация детали крышки велика, ее перед шабрением выравнивают переносным шлифовальным приспособлением, контролируя обработку щупом.
По величинам допусков несколько обособленно стоят подшипники дизеля, так как пределы допусков для них относительно велики и зазоры в разъемных подшипниках легко регулировать при помощи прокладок. Кроме того, в дизеле имеются узлы, сопряжения деталей которых представляют собой плоскости и поэтому допуски на зазоры между ними не могут быть отнесены к системе вала или отверстия.
Рис. 35. Детали крышки цилиндра дизеля МАН K6Z57/80c и монтажные зазоры между ними
Примером такого сопряжения может служить составная крышка цилиндра дизеля МАН K6Z57/80C (рис. 35). Крышка состоит из двух частей, отливаемых из чугуна: нижней (или днища) 1, в которой расположена камера сгорания, и установленной на ней верхней (или колпака) 5, придающей всей конструкции необходимую жесткость.
Нижняя часть крышки охлаждается водой, проходящей от центра крышки к периферии по двум концентрическим каналам. Днище 1 непосредственно воспринимает давление газов в цилиндре, а колпак 3 прижимает днище к втулке цилиндра. Днище и колпак соединяются между собой четырьмя шпильками 2, а колпак крепится на 12 шпильках 4, ввернутых в блок.
Как видно из рисунка, сопряжение верхней и нижней частей крышки состоит из трех концентрических поясов с различными зазорами между их плоскостями. Когда крышка собрана, т. е. когда детали ее соединены шпильками 2, а на шпильках 4 еще нет гаек, пояс наименьшего диаметра не имеет зазора, и только в этом поясе верхняя и нижняя части крышки плотно прижаты друг к другу. В следующем от центра поясе зазор должен быть в пределах S3=0,l/0,12 мм, а во внешнем S1 = 0,2/0,25 мм (S2=0/0,16 мм1).
По расчетам фирмы при полном обжатии гаек у шпилек 4 колпак 3 упруго сдеформируется и все три плоскости сопряжения плотно прилягут друг к другу. Очевидно, расчет этот был правильным, так как у крышек, изготовленных самой фирмой, трещин в крышках не появлялось.
Но, как выявилось при расследовании причин появления трещин в крышках, изготовленных Керченским СРЗ, все три пояса сопряжения обрабатывали под одну плоскость. В таком случае при обжатии колпака на шпильках 4 и неизбежной его деформации прежде всего будут плотно сжаты плоскости внешнего пояса, а между плоскостями двух других поясов появится зазор. При этом наиболее нагруженная средняя часть днища будет испытывать циклические упругие деформации, так как она ничем не подкреплена. Кроме того, у нижних частей отсутствовали внутренние ребра, что еще более усугубляло их состояние.
состояние.
После того как причины появления трещин в крышках были устранены, руководство ССХ пароходств, в которых имеются указанные дизели, нашло необходимым дать рекомендацию судовым механикам — один раз в год проверять зазоры между плоскостями поясов деталей крышки и при необходимости шабрить их поверхности, доводя зазоры до указанных величин.
Рис. 36. Контрольная плита для проверки зазоров между деталями крышки цилиндра
Для этих целей на теплоходе «Русь» изготовили специальную контрольную плиту.
Приспособление (рис. 36) состоит из трех стальных колец, площади которых несколько больше площадей концентрических буртов обеих частей крышки цилиндра. Кольца приварены к ребрам жесткости, проточены и пришабрены в одной плоскости. Если деформация детали крышки велика, ее перед шабрением выравнивают переносным шлифовальным приспособлением, контролируя обработку щупом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.