К плазовым данным, необходимым для предварительной сборки корпуса, относят шаблоны, каркасы, макеты, разметочные эскизы, малки и др.
Шаблоны применяют для разметки и вырезки деталей по контуру и проверки их формы после гибки. Шаблоны используют также для проверки при сборке конструкций корпуса (рис. 11).
Рис. 11. Шаблоны различного назначения: а — из досок для гибки шпангоута; б — из фанерных планок для контуровки листа наружной обшивки после гибки; в — фанерный (или дюралюминиевый) для разметки книц; г — из досок для проверки поперечной погиби листа наружной обшивки при гибке.
Все шаблоны по своему назначению делятся на три группы: 1) разметочные (для разметки деталей на металле) и копир-шаблоны (для вырезки деталей на стационарных тепловых машинах); 2) гибочные — для проверки формы деталей после их гибки; 3) проверочные — для проверки обводов корпуса при сборке конструкций корпуса, секций блоков.
Шаблоны изготавливают с плазовой разбивки: для конструкций поперечного набора — с проекции «Корпус»; для конструкций продольного набора — с проекции «Бок». При этом выполняют построение необходимых сечений, растяжек и разверток.
Изготовление шаблонов в условиях масштабной плазовой разбивки затруднено тем, что их необходимо воспроизвести в натуральную величину. Это можно выполнить графическим или фотопроекционным способами. В последнем случае масштабную плазовую разбивку при помощи специальной аппаратуры фотографируют и полученные негативы увеличивают с масштаба в натуральную; величину.
Разметочные и гибочные шаблоны готовят из сухих сосновых досок толщиной 12—18 мм, из фанеры, а при больших партиях одинаковых деталей — из дюралюминия. Рабочие кромки гибочных шаблонов отрабатывают по внутренней теоретической поверхности листов.
Каркасы применяют при гибке и разметке контура листов особо сложной кривизны, таких как листы наружной обшивки в районе кормового подзора, выкружек гребного вала и т. п. (рис. 12).
Рис. 12. Каркас листа выкружки гребного вала.
1 — поперечный шаблон; 2 — расшивины; 3 — раскосные планки.
Каркас представляет собой деревянную пространственную конструкцию, составленную из ряда поперечных шаблонов, расставленных по теоретическим линиям шпангоутов и скрепленных один с другим продольными рейками. Рабочая поверхность каркаса должна воспроизводить внутреннюю поверхность изгибаемого листа.
Макеты сооружают в натуральную величину или в масштабе (1:5 или 1 : 10) для отдельных частей корпуса с целью проверки работоспособности и взаимного расположения оборудования. Например, на деревянном макете носовой оконечности проверяют работоспособность якорного устройства.
Разметочный эскиз составляют для криволинейных и плоскостных секций. В нем указывают расположение деталей (листов) этой секции, размеры контура всей секции и его построение от контрольных взаимно перпендикулярных линий. На этом же эскизе проставляют размеры для разметки вырезов, мест приварки продольного и поперечного набора. Разметочный эскиз для разметки мест приварки фундаментов и подкреплений, расположенных на обратной стороне секции (по отношению к набору), составляется дополнительно.
На плазе необходимы также малки. Малкой в судостроении принято называть угол, отличающийся от прямого. Малка может быть сводной (острый угол) и разводкой (тупой угол).
Все шпангоуты, не входящие в среднюю (миделевую) часть, располагаются под малкой по отношению к наружной обшивке корпуса судна. Она может быть различной не только на каждом шпангоуте, но и на его протяженности. Размер малки пропорционально зависит от значения прогресса на плазовом корпусе. Графическое определение малки показано на рис. 13.
Рис. 13. Снятие малок: а — графическое изображение малки; б — определение малки по прогрессу на проекции «Корпус» плаза; в — подсчет малки.
1 — прогресс на проекции «Корпус» плаза; 2 — линия борта продольной проекции; 3 — разводная малка; 4 — сводная малка.
На основе плазовой масштабной разбивки составляют эскизы для сборки крупных конструкций, таких как фор- и ахтерштевни.
Шаблоны применяют для разметки и вырезки деталей по контуру и проверки их формы после гибки. Шаблоны используют также для проверки при сборке конструкций корпуса (рис. 11).
Рис. 11. Шаблоны различного назначения: а — из досок для гибки шпангоута; б — из фанерных планок для контуровки листа наружной обшивки после гибки; в — фанерный (или дюралюминиевый) для разметки книц; г — из досок для проверки поперечной погиби листа наружной обшивки при гибке.
Все шаблоны по своему назначению делятся на три группы: 1) разметочные (для разметки деталей на металле) и копир-шаблоны (для вырезки деталей на стационарных тепловых машинах); 2) гибочные — для проверки формы деталей после их гибки; 3) проверочные — для проверки обводов корпуса при сборке конструкций корпуса, секций блоков.
Шаблоны изготавливают с плазовой разбивки: для конструкций поперечного набора — с проекции «Корпус»; для конструкций продольного набора — с проекции «Бок». При этом выполняют построение необходимых сечений, растяжек и разверток.
Изготовление шаблонов в условиях масштабной плазовой разбивки затруднено тем, что их необходимо воспроизвести в натуральную величину. Это можно выполнить графическим или фотопроекционным способами. В последнем случае масштабную плазовую разбивку при помощи специальной аппаратуры фотографируют и полученные негативы увеличивают с масштаба в натуральную; величину.
Разметочные и гибочные шаблоны готовят из сухих сосновых досок толщиной 12—18 мм, из фанеры, а при больших партиях одинаковых деталей — из дюралюминия. Рабочие кромки гибочных шаблонов отрабатывают по внутренней теоретической поверхности листов.
Каркасы применяют при гибке и разметке контура листов особо сложной кривизны, таких как листы наружной обшивки в районе кормового подзора, выкружек гребного вала и т. п. (рис. 12).
Рис. 12. Каркас листа выкружки гребного вала.
1 — поперечный шаблон; 2 — расшивины; 3 — раскосные планки.
Каркас представляет собой деревянную пространственную конструкцию, составленную из ряда поперечных шаблонов, расставленных по теоретическим линиям шпангоутов и скрепленных один с другим продольными рейками. Рабочая поверхность каркаса должна воспроизводить внутреннюю поверхность изгибаемого листа.
Макеты сооружают в натуральную величину или в масштабе (1:5 или 1 : 10) для отдельных частей корпуса с целью проверки работоспособности и взаимного расположения оборудования. Например, на деревянном макете носовой оконечности проверяют работоспособность якорного устройства.
Разметочный эскиз составляют для криволинейных и плоскостных секций. В нем указывают расположение деталей (листов) этой секции, размеры контура всей секции и его построение от контрольных взаимно перпендикулярных линий. На этом же эскизе проставляют размеры для разметки вырезов, мест приварки продольного и поперечного набора. Разметочный эскиз для разметки мест приварки фундаментов и подкреплений, расположенных на обратной стороне секции (по отношению к набору), составляется дополнительно.
На плазе необходимы также малки. Малкой в судостроении принято называть угол, отличающийся от прямого. Малка может быть сводной (острый угол) и разводкой (тупой угол).
Все шпангоуты, не входящие в среднюю (миделевую) часть, располагаются под малкой по отношению к наружной обшивке корпуса судна. Она может быть различной не только на каждом шпангоуте, но и на его протяженности. Размер малки пропорционально зависит от значения прогресса на плазовом корпусе. Графическое определение малки показано на рис. 13.
Рис. 13. Снятие малок: а — графическое изображение малки; б — определение малки по прогрессу на проекции «Корпус» плаза; в — подсчет малки.
1 — прогресс на проекции «Корпус» плаза; 2 — линия борта продольной проекции; 3 — разводная малка; 4 — сводная малка.
На основе плазовой масштабной разбивки составляют эскизы для сборки крупных конструкций, таких как фор- и ахтерштевни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.