ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ ТРАЛОВЫХ ЛЕБЕДОК

К основным параметрам траловых лебедок относятся: номинальное тяговое усилие на ваерных барабанах, скорость выбирания ваера, диаметр ваера и его рабочая длина, те же параметры для вспомогательных барабанов (если они есть), тяговые усилия и скорости выбирания канатов на турачках. Под номинальным суммарным тяговым усилием траловой лебедки понимают тяговое усилие, развиваемое на обоих ваерных барабанах при намотке ваеров на средних витках при номинальной мощности привода. Принятые скорости выбирания ваера при номинальном тяговом усилии являются средними скоростями, которые должны обеспечиваться траловыми лебедками на средних витках намотки ваера.
Траловые лебедки работают в чрезвычайно сложных условиях, и нагрузки на них могут меняться в весьма широком диапазоне. Например, один характер имеют нагрузки и силы, вызывающие их во время выбирания ваеров, совершенно другой — при тралении, отличающийся от них — при травлении ваеров. До сих пор еще нет установившейся общепризнанной методики определения основных параметров траловых лебедок. Особо спорным является определение главного параметра лебедки — тягового усилия на ваерах. В следующих статьях будут изложены методы определения основных параметров траловых лебедок, принятые отечественными проектными организациями. В частности, автору кажется целесообразным осветить главные положения методики определения основных параметров траловых лебедок, разработанные институтом «Гипрорыбфлот», и привести некоторые данные других исследований.

Гидравлические грузовые лебедки рефрижераторов типа "Грумант"

Производственные рефрижераторы типа «Грумант» имеют комплекс гидравлических палубных механизмов, разбитый на две группы. В группу носовых механизмов входят брашпиль и две грузовые лебедки типа LC-30 грузоподъемностью 3 тс. В группу кормовых механизмов входят траловая лебедка Т-36, четыре грузовые лебедки типа LC-50 грузоподъемностью 5 тс и два шпиля типа С-30. Носовая группа механизмов работает от двух насосных агрегатов типа Р-31-А, приводимых в действие электродвигателями мощностью 70 л. с; кормовая группа работает от четырех насосных агрегатов типа Р-37-А, приводимых в действие электродвигателями мощностью по 100 л. с. Система устроена так, что насосные агрегаты могут заменять друг друга. Нормально каждая грузовая лебедка работает от своего насосного агрегата.


На рис. 109 изображена грузовая лебедка типа LC-30 с максимальной тягой на шкентеле, равной 3000 кГ, при максимальном рабочем давлении в гидравлической системе, равном 30 кГ/см2. Все детали лебедки смонтированы на сварной фундаментной раме 13, на которой установлены гидромотор 19 и литая стойка 9 станины. Гидромотор 19 имеет золотниковую коробку 1 управления с рукояткой 2 ступеней скорости и рукояткой 3 управления шдромотором.
Вал 5 гидромотора имеет конус, на который на шпонке посажена реборда 4 барабана с тормозным  шкивом из чугуна. Она крепится на валу 5 гайкой. К ребордам 4 и 8 болтами крепится чугунный грузовой барабан 6. Реборда 8 надета на шпонке на консольный вал 7. Вал 7 лежит в бронзовом подшипнике 11, смазываемом при помощи масленки с трубкой 10, по которой масло подходит к подшипнику. На конусную шейку вала 7 на шпонке посажена чугунная турачка 12, закрепленная гайкой.
Ленточный тормоз грузового барабана зажимается винтом 14, на конец которого насажен рычаг 15 с педалью 18; верхнее положение рычага фиксируется упором 16. Масло от золотниковой ко» робки 1 отводится к насосному агрегату через невозвратный клапан 17. Устройство ленточного тормоза лебедки описано ниже.
Лебедка работает от насосного агрегата Р-31/310, который состоит из лопастного насоса и электродвигателя, работающего на переменном токе с напряжением 380 вольт, частотой 50 периодов. Мощность двигателя 70 л. с, номинальные числа оборотов в минуту 1460/315. Устройство насосного агрегата такое же, как и агрегата траловой лебедки.
Лебедки изготовляются правой и левой моделей. Вверху на рис. 109 показаны схемы расположения органов управления на лебедках обеих моделей.


На рис. 110 показана грузовая лебедка типа LC-50 грузоподъемностью 5 тс. Лебедка смонтирована на чугунной станине 15, на которой установлены гидромотор 1 и литая чугунная стойка 14. Рукоятка 2 — ступеней скорости, а рукоятка 4 — управления гидромотором. На рисунке видна крышка 3, закрывающая отверстие для очистки кольцевых каналов гидромотора. Гидромотор типа М-380 такой же конструкции, как и гидромотор траловой лебедки.
На вал .7 гидромотора на шпонке посажена чугунная реборда 5 барабана, которая болтами крепится к чугунному барабану 8, последний болтами закреплен на реборде 9. Реборда 5 имеет тормозной шкив и скобу 6 для крепления шкентеля. Реборда 9 крепится к валу 13, уложенному в бронзовый подшипник 11 стойки 14. Подшипник 11 смазывается от масленки через смазочную трубку 10. На консоли вала 13 на шпонке конусной шейки насажена чугунная турачка 12, закрепленная гайкой.
На рис. 110 показан гидравлический сервомотор 16, управляющий тормозом. На лебедках обычно применяется ручной привод тормоза, который описан ниже. Масло от золотниковой коробки гидромотора отводится к насосному агрегату через невозвратно-запорный клапан 17. От крышки корпуса клапана 17 к напорной части золотниковой коробки гидромотора отходит трубка 20, перепускающая через невозвратный клапан масло из запоршневого пространства клапана. Масло из нижних каналов гидромотора по дренажной трубе 18 отводится в сливной бачок 19.


На рис. 111 показаны ленточные тормоза грузовых лебедок судов типа «Грумант». На схеме А — тормоз лебедки LC-50. Тормоз имеет литую ленту, состоящую из левой 1 и правой 3 половин облицованных ферродо. Верхние концы обеих половин ленть стягиваются болтом 2, которым можно регулировать зазор между лентой и шкивом. Нижние концы обеих половин ленты с помощью пальцев 7, входящих в отверстия их ребер 6, шарнирно крепятся серьгами 12 и 19 к обухам 14 и 18, закрепленным болтами на станине лебедки.
Серьги устроены следующим образом. Нижняя половина 12 серьги шарнирно закреплена с помощью пальца 13 на обухе. В нее ввинчивается болт 11, который в свою очередь ввинчен в верхнюю половину 9 серьги, сквозь овальное отверстие которой проходит палец 7 ленты. Чтобы пальцы 7 были прижаты к верхней части овального отверстия серьги, они отжимаются пружинным фиксатором 8.
Нижние концы половин ленты сводятся следующим устройством. Сквозь отверстия ребер левой половины ленты пропущен палец 17, на выступающие концы которого надеты кубические камни. Сквозь отверстия концов пальца 17 и камней пропущены тяги 16, на концы которых навинчены гайки с контргайками. В отверстия на других концах тяг 16 продеты цапфы 15, эксцентрично проточенные на осях вилки рычага 10 с педалью. Рычаг отжимается кверху пружиной 5, верхний конец которой закреплен в отверстии прилива 4 правой половины ленты. Внизу рычаг имеет болт, ограничивающий его угол поворота. Обе половины вилки рычага соединены болтами. При повороте рычага 10 под действием эксцентричных цапф 15 тяги 16 сжимают нижние концы ленты. Гайками на концах тяг 16 можно отрегулировать нужный зазор в нижней части ленты.
На схеме Б рис. 111 показан тормоз лебедки LC-30. Лента состоит из половин, левой 1 и правой 3, в верхней части соединенных болтом 2. Обе половины ленты литые внизу имеют ребра с отверстиями, в которые вставлены траверзная гайка 13 у правой половины и траверза 15 с отверстием — у левой половины ленты. В траверзную гайку ввинчена нарезка винта 4 тормоза, конец которого продет сквозь траверзу 15, а на него надета трубка 17, удерживаемая на винте гайкой. При повороте винта 4 его нарезка ввинчивается в траверзную гайку 13 или вывинчивается из нее и сводит или разводит нижние концы ленты. Нижние концы ленты разводятся спиральной пружиной 14, надетой на винт 4 между траверзами. Поворот винта производится рычагом 8 с педалью. Рычаг отводится вверх пружиной 5 до упора 6, закрепленного на станине 11 лебедки. На конец винта на шпонке надет фланец 7, к которому болтами крепится рычаг 8.
Левая половина ленты пальцем 16 шарнирно соединяется двойной тягой 12 с кронштейном 10, прикрепленным болтами к станине. Тяга 12 соединена с этим кронштейном при помощи регулировочного болта 9, которым можно регулировать положение ленты относительно станины лебедки. Нарезка винта 4 имеет шаг, достаточный для развода ленты при повороте винта на небольшой угол.

Грузовые лебедки отечественных судов

На отечественных БМРТ последнего выпуска для обслуживания носовых стрел применяются грузовые лебедки типов ЛЭГр 3/1 и ЛЭГр 3/1—1. Это электрические грузовые лебедки с одним грузовым и одним швартовым барабанами. Все детали лебедки смонтированы на сварной фундаментной раме, на которой установлены литой корпус двухступенчатого двухскоростного редуктора, электродвигатель и литая стойка станины. Грузовой барабан имеет муфту включения и ленточный тормоз с ручным управлением от маховика.


На лебедке установлен электродвигатель ДПМ-42 с встроенным дисковым магнитным тормозом типа ТДП-4. В электрооборудование лебедки входит магнитный контроллер типа ПВ-32, командо-контроллер типа КВ-0003 и сопротивления — комплект типа KC-1.
Кормовые стрелы обслуживаются грузовыми лебедками типа ЛЭГр 5/1 и ЛЭГр 5/1 — 1с повышенной номинальной скоростью, правой и левой, с двигателями переменного тока напряжением 220 вольт.


Вид лебедки сверху с горизонтальным разрезом по оси грузового вала показан на рис. 107. Механизм лебедки и электродвигатель смонтированы на общей стальной сварной фундаментной раме 38. Грузовой барабан 9, отлитый из стали 25Л заодно с ребордой 5 и тормозным барабаном, свободно вращается на втулках 7 и 11 из бронзы АМцЮ—2 на грузовом валу 5, который откован из стали 45. Для крепления грузового шкентеля барабан имеет крючок 10, закрепленный болтами. Грузовой вал 5 одним концом .опирается на сферический роликоподшипник 1, закрепленный в гнезде литой стойки 2 и ее крышки, а другим концом — на, роликоподшипник 15, запрессованный в гнездо на торце зубчатой муфты 14 выходного вала 23 редуктора. Подшипник 1 крепится на валу 5 торцовой шайбой с болтами и удерживается в гнезде глухой закладной крышкой и дистанционным кольцом с одной стороны и закладной крышкой с отверстием для прохода вала, имеющей войлочное уплотнение, — с другой стороны.
Втулка 7 запрессована в ступицу 6 с кулачками на торце, отлитую из стали 45, закрепленную на барабане 9 болтами и зафиксированную установочными штифтами. На шлицы вала 5 надета кулачковая муфта 3, кулачки которой могут входить в зацепление с кулачками муфты 6 и тем самым соединять барабан 9 с валом 8. Муфта 3 передвигается поворотом валика с вилкой, имеющей на концах бронзовые сухари, которые входят в выточку муфты. Переводной валик поворачивается рычагом с фиксатором включенного и выключенного положения муфты. Муфта 3 и ее привод помещены в корпусе стойки 2 и защищены от попадания пыли и воды уплотнением, касающимся цилиндрического выступа реборды 5 барабана.
Муфта 3 смазывается при помощи закрепленной на ней масленки. Масленка 4 трубкой соединена со втулкой 7. Для осмотра кулачковой муфты 3 и для зашприцовки смазки в подшипник 1, масленку 4 и масленку муфты 3 в крышке стойки 2 имеется смотровое отверстие с крышкой.
На шлицы конца грузового вала 8 у редуктора надета зубчатая полумуфта 13 (из стали 45), зубья которой находятся в зацеплении с зубьями муфты 14 выходного вала 23 редуктора. В торец муфты 13 упирается дистанционное кольцо, фиксирующее подшипник 15, закрепленный на валу 8 торцовой шайбой. Полумуфта 13 на кромках имеет уплотнение, не дающее вытекать смазке из зубчатой муфхы и подшипника 15. Уплотнение касается обода, напрессованного на полумуфту 14.
Тормозной шкив грузового барабана защищен кожухом 36, а тормозная лента 12 зажимается маховиком 37 механизма тормоза, описанного ниже.
Редуктор лебедки находится в стальном литом корпусе 19, закрепленном на фундаментной раме 38 лебедки. Выходной вал 23 лежит в радиальном роликоподшипнике 16 с одной стороны и на двух радйально-упорных шарикоподшипниках 21 — с другой. На конце вы одного вала посажена на шпонку и закреплена торцовой шайбой турачка 22, отлитая из стали 25Л.
Подшипник 16 зафиксирован в гнезде корпуса закладной крышкой с войлочным уплотнением и пружинным кольцом. Наружные обоймы подшипников 21 с наружной стороны корпуса прижаты крышкой, закрепленной болтами, и между ними поставлено дистанционное кольцо. На шлицах вала 23 сидит стальное литое колесо 18 с приварным венцом из стали 45, имеющим 85 зубьев. Ступица колеса зафиксирована дистанционными втулками 17 и 20. Дистанционное кольцо поставлено между подшипником 21 и ступицей турачки 22.
Венец колеса 18 находится в зацеплении с шестерней 27 второго промежуточного вала редуктора, откованного из стали 40Х. Шестерня 27 имеет 17 зубьев. Вал уложен в два радиальных шарикоподшипника 26 и 35, наружные обоймы которых зафиксированы глухими закладными крышками и пружинными кольцами. По обе стороны шестерни 27 на валу поставлены на шпонках литые зубчатые колеса 24 и 25 с приварными венцами из стали 45. Венец колеса 24 имеет f 9 зубьев, а венец колеса 25 — 79. Между ступицами колес 24 и 25 и напрессованными на вал подшипниками 26 и 35 поставлены дистанционные кольца.
На первом промежуточном валу 30 редуктора, откованном из стали 45, на втулках из бронзы АМцЮ—2, запрессованных в их ступицы, свободно вращаются шестерни 33 и 31, находящиеся в зацеплении с колесами 25 и 24. Шестерня 31 имеет 30 зубьев, а у шестерни 33 их 20. Вал 30 лежит в шарикоподшипниках 29 и 34, напрессованных на его шейки. Наружные обоймы обоих подшипников с торцов упираются в закладные крышки гнезд; подшипник 29 с другой стороны зафиксирован пружинным кольцом.
На шлицах средней части вала 30 передвигается двухсторонняя кулачковая муфта 32. Передвигаясь, она соединяется с кулачками одной из шестерен и соединяет ее с валом 30 — так достигается большая или малая скорость выбирания шкентеля. По обеим сторонам шлицев на вал 30 надеваются кольца, которые ограничивают передвижение шестерен 31 и 33. С другой стороны передвижение шестерни 33 ограничено дистанционным кольцом, упирающимся в подшипник 34, а передвижение шестерни 31 ограничивается ступицей колеса 28, посаженного на шпонке на вал 30. Между ступицей колеса 28 и подшипником 29 поставлено дистанционное кольцо. Колесо 28 стальное, литое, с приварным ободом из стали 45, имеющим 83 зуба.
На фундаментной раме установлен электродвигатель 39 переменного тока типа МАП511—4/12/24, мощностью 20/7, 2/2,2 квт, с числами оборотов в минуту 1420/395/185 и режимом работы (ПВ %) 40/25/15. Двигатель работает при напряжении 220 вольт. Он имеет встроенный дисковый тормоз типа ТМТ-5, закрытый кожухом 40. В комплект электрооборудования лебедки входит магнитный контроллер типа ВТ-73 и командо-контроллер типа КВ-0090. Магнитный контроллер смонтирован в закрытом помещении, командо-контроллер установлен у лебедки, а добавочные сопротивления — на раме лебедки.


На рис. 108, А показан вертикальный разрез корпуса редуктора по промежуточному и моторному валам. Литая нижняя часть 14 корпуса редуктора закрыта крышкой 1, имеющей лючок 2 для осмотра передач и отдушину 3, служит шестерням масляной ванной и имеет спускную пробку и указатель уровня масла.
Кулачковая муфта 6, которая попеременно .соединяет шестерни 7 с промежуточным валом, перемещается бугелем 5, сидящим на квадрате 4 валика. Валик поворачивается рычагом с фиксатором, который стопорит его в положениях «малая скорость» и «большая скорость». Колесо 8, сидящее на промежуточном валу, зацеплено с шестерней 11 моторного вала 12. Эта шестерня имеет 16 зубьев и откована вместе с валом 12 из стали 40Х. Вал 12 установлен в шарикоподшипниках 10 и 13. Подшипник 10 установлен в стакане 9, закрепленном болтами в корпусе, зафиксирован буртом стакана и его крышкой, закрепленной болтами. Подшипник 13 напрессован на вал и упирается в маслоотбойное кольцо. Он удерживается в гнезде крышкой 15 на болтах, имеющей в отверстии для прохода вала уплотнительную манжету.
На моторном валу на шпонке посажена зубчатая полумуфта 16 из стали 5, закрепленная торцовой шайбой. Другая полумуфта 19 также посажена на вал электродвигателя. Полумуфты 16 и 19 соединены зубчатой муфтой 17, имеющей на кромках уплотнения, препятствующие вытеканию смазки. Полумуфта 19 проходит через отверстие крышки 18, имеющее уплотнение.
На рис. 108, Б показан ленточный тормоз лебедки. Лента 1 тормоза защищена стальным литым кожухом, закрепленным болтами на корпусе редуктора. Кожух состоит из нижней 20 и верхней 2 части, соединенных болтами; в верхней части кожух имеет лючок 3 для доступа к масленке подшипника грузового барабана. Лента 1 закреплена в корпусе штырем 19, проходящим сквозь отверстие в его ухе. Тормозные обкладки из ферродо или асбестовые ленты закреплены заклепками. Лента 1 поддерживается пружиной 21, затяжка которой регулируется через лючок 22. Пружина 21 надета на болт, закрепленный в отверстии приварного уха ленты. Болт проходит сквозь отверстие кронштейна, закрепленного в нижней части 20 кожуха, и его положение устанавливается гайками. Затяжка пружины регулируется гайкой с контргайкой.
К подвижному концу ленты приклепан талреп 15, стягиваемый гайкой 17, другой конец которого имеет вилку, соединенную пальцем 16 с рычагом 14. Рычаг 14 качается на пальце 18, закрепленном в отверстиях приливов кожуха 20. При повороте рычага 14 лента стягивает тормозной..шкив барабана или освобождает его.
Поворот рычага 14 осуществляется винтом 5 тормоза, который вращается маховиком 4. Винт 5 находится в колонке 9, которая имеет приварные кронштейны 8 и 10, закрепленные болтами на корпусе редуктора.
Маховик 4 имеет колпак 6, предохраняющий нарезку колонки и винта от попадания пыли и воды. Сквозь кольцо 7 колонки пропущены штифты, фиксирующие гайку тормозного винта. В нижней части тормозной колонки имеется втулка 12, направляющая стержень 13 тормозного винта 5, который непосредственно нажимает на конец рычага 14.
При подъеме винта рычаг 14 поднимается пружиной // и тем самым освобождает тормозную ленту.
Для смазки редуктора применяется масло АК-10 (автол 10) ГОСТ 1862—СО. цилиндровое II (цилиндровое 2) ГОСТ 1841—51, авиационное МС-20 (авиационное МС) ГОСТ 1013—49ч а при очень низких температурах окружающего воздуха в редуктор заливается масло АСп-б(автол 6) ГОСТ 1862—60. Все пресс-масленки заполняются солидолом УС-3 ГОСТ 1033—51, а при низких температурах — смазкой 1 —13 по ГОСТу 1631—57.


Грузовые лебедки типа "Лесков"

На БМРТ типа «Лесков» для кормовых стрел применяются грузовые лебедки типа Wt3El/2, а для носовых стрел — лебедки Wt2El. Лебедки типа Wt3El/2 — электрические двухскоростные с тягой на крюке 5/3 тс, а лебедки Wt2El — электрические одно-скоростные с тягой на крюке 3 тс. Лебедки сконструированы заводом «Эльмор» в Гданьске (ПНР).


Лебедка типа Wt3El7H показана на рис. 105. На сварной фундаментной раме 10 закреплены электродвигатель 25, корпус 1 редуктора и стойка 18. Электродвигатель водозащитного исполнения типа PSMOz 84а/32 постоянного тока напряжением 220 вольт с номинальной мощностью 22 квт при номинальном числе оборотов 550 в минуту. Двигатель имеет встроенный дисковый тормоз с электромагнитом Н-40 с номинальным моментом 43 кГм. Вал 26 электродвигателя соединен с моторным валом 37 редуктора гибкой муфтой 27, пальцы которой передают вращающий момент другой половине 28 муфты через кожаные шайбы.
Моторный вал 37 редуктора уложен в два шарикоподшипника 31 и 39. Подшипник 39 вставлен во втулку 38 и упирается в ее бурт. Втулка 38 поставлена в гнездо корпуса редуктора, крепится к нему фланцем. Снаружи втулка 38 закрыта крышкой 40, между крышкой и торцом наружной обоймы подшипника 39 поставлено дистанционное кольцо. На крышке 40 имеется смазочный ниппель. Внутренняя обойма подшипника 39 поставлена до упора в маслоотбойное кольцо и крепится круглой гайкой. Таким образом, подшипник 39 зафиксирован. Подшипник 31 может свободно перемещаться в гнезде корпуса редуктора, закрытого крышкой 29. В крышке имеется отверстие для прохода моторного вала, уплотненное композитной манжетой. Внутренняя обойма подшипника 31 насажена на вал до упора в маслоотбойное кольцо 32, между кольцом 32 и буртом вала поставлено дистанционное кольцо, а между ним и буртом — штампованное из листовой стали маслоотбойное кольцо. По другую сторону подшипника 31 на вал надеты маслоотбойное кольцо 30 и дистанционное кольцо, которое прижимается муфтой 28.
По шлицам вала 37 перемещается блок из шестерни 34 с 25-ю зубьями и шестерни 36 с 39-ю зубьями. Блок перемещается по валу сухарями 35, которые входят в выточку ступицы шестерни 36 и находятся в бугеле, который перемещают приводом, управляемым рычагом 33. Шестерни 34 и 36 блока могут попеременно входить в зацепление с колесами 46 и 45, закрепленными на шпонках на промежуточном валу 42. Последний уложен в шарикоподшипники 43, смонтированные в гнездах корпуса 1 редуктора. Эти гнезда закрыты крышками 44 со смазочными ниппелями. Между крышками и наружными обоймами подшипников поставлены дистанционные кольца. Колесо 46 имеет 156 зубьев и может входить в зацепление с шестерней 36, а колесо 45 имеет 170 зубьев и может входить в зацепление с шестерней 34. Между колесами 45 и 46 на валу 42 на шпонке закреплена шестерня 41 с 24-мя зубьями, которая входит в зацепление с колесом 2, имеющим 129 зубьев и сидящим на шпонке на грузовом валу 9 лебедки.
Грузовой вал 9 левым концом уложен в подшипник скольжения с бронзовыми вкладышами 47, смонтированный в коопусе редуктора. Для предотвращения вытекания масла из корпуса редуктора за вкладышами в гнезде поставлены кольца 48 с композитными манжетами. Такое же кольцо 4 поставлено в отверстие корпуса редуктора, сквозь которое проходит вал 9. На конусную шейку вала 9 на шпонку посажена турачка 49, закрепленная гайкой. Между корпусом редуктора и стойкой станины на грузовом валу 9 свободно вращается литой грузовой барабан 5, подшипниками которого служат запрессованные в его ступицы бронзовые втулки 6 и 11. Подшипники смазываются при помощи масленок 7, находящихся в гнездах барабана. Положение барабана на валу регулируется установочными кольцами 5. К торцу барабана болтами крепится кулачковая полумуфта 12, кулачки которой могут входить в зацепление с кулачками подвижной полумуфты 13, передвигаемой по валу на скользящей шпонке сухарями 19 вилки рычажного привода.
Сварная стойка 18 имеет подшипник грузового вала, конец которого уложен в его бронзовые вкладыши 20. На стойке 18 расположен механизм колодочного тормоза грузового барабана. В подшипники 14 и 17 уложен опорный валик 16 тормозных колодок 15, которые разводятся эксцентриком 21 валика 23. Последний поворачивается рычагом 22 с помощью винта, вращаемого маховиком 24.


На рис. 106, А показан продольный разрез лебедки по грузовому валу, а на рис. 106, Б — колодочный тормоз барабана лебедки и его привод. Реборда барабана у стойки отлита вместе с тормозным шкивом, имеющим внутреннюю тормозную поверхность. Тормоз имеет две колодки — верхнюю 2 и нижнюю 4, стянутые спиральными пружинами 3. У колодок на наружной поверхности есть тормозные накладки 5. Один конец каждой колодки опирается на опорный валик 1, а другой их конец имеет фланец 6, к которому винтами крепится пластина 7, скользящая по эксцентрику 8. Между фланцем 6 и пластиной 7 ставятся прокладки, которыми регулируют радиальный зазор между тормозным шкивом и колодкой при освобожденном тормозе.
Эксцентрик 8 находится на конце валика 9, который поворачивается рычагом 10, имеющим на конце вилку. Эта вилка надевается на цапфы гайки 15, находящейся на винте 14. Винт уложен в подшипники 16 и 12 стойки станины. От продольного перемещения его предохраняет гребень, прижатый крышкой 11 подшипника 12. Винт вращается вручную маховиком 13.
Корпус редуктора сварной, с горизонтальным разъемом на фланцах. Корпус при помощи фланца и болтов крепится к фундаментной раме лебедки. Все подшипники поставлены в литые гнезда, приваренные к стенкам корпуса. Корпус служит шестерням масляной ванной и имеет в верхней части отверстие, закрытое крышкой, через которую наблюдают за работой шестерен, а внизу — лючок для очистки и спускной патрубок. Все отверстия для прохода валов уплотнены композитными кольцами типа «Зиммеринг», а отверстие для прохода грузового вала у барабана, кроме того, имеет и маслоотбойное кольцо 3, закрепленное на ступице колеса грузового вала (см. рис. 105). Все подшипники снабжены нажимными масленками, а валы у подшипников качения — масло-отбойными кольцами.
Шестерни первой ступени передачи имеют косозубые венцы, а шестерни второй передачи — прямые зубья. Все шестерни стальные. Переключение передач производится только у остановленной лебедки при отсутствии нагрузки. После переключения передач надо обязательно застопорить чекой рычаг управления передачами. При работе барабаном его муфта должна быть включена, а рычаг управления муфтой застопорен чекой в нужном положении. Ручной тормоз при этом должен быть отпущен. При работе турачкой барабан отключается и зажимается тормоз. Ручной тормоз барабана служит только для его торможения без нагрузки. На ручном тормозе нельзя спускать груз.


Грузовые лебедки типа Wt2El электрические, односкоростные, с двухступенчатым зубчатым редуктором. Фундаментная рама лебедки отлита заодно с нижней частью корпуса редуктора и стойкой. Параллельно грузовому валу на фундаментной раме установлен электродвигатель постоянного тока напряжением 220 вольт типа PSMO Ра 74в/39 в водозащитном исполнении, мощностью 14 квт, при номинальном числе оборотов 860 в минуту. Двигатель снабжен встроенным электромагнитным тормозом типа Н-16 с номинальным моментом торможения 15 кГм.
Электродвигатель соединяется с моторным валом редуктора гибкой муфтой. Первая ступень редуктора имеет шестерни с косыми зубьями, а вторая ступень — с прямозубыми шестернями. Подшипники моторного и промежуточного валов редуктора — подшипники качения, а грузовой вал уложен в подшипники скольжения. Торможение механизма лебедки достигается только электромагнитным тормозом. В случае необходимости свободное вращение барабана при остановленном электродвигателе можно получить, отжимая диск тормоза специальным болтом — этот способ применяется при ремонтных работах или регулировке узлов механизма лебедки.


Грузовые лебедки типа "Пушкин"

На БМРТ типа «Пушкин» установлены грузовые лебедки завода «Триге» в Оденсе (Дания). Носовые стрелы обслуживаются лебедками грузоподъемностью 2,0 тс при скорости подъема груза 30 м/мин, а кормовые стрелы — лебедками грузоподъемностью 3,0 тс при скорости подъема груза 20 м/мин. Двух- и трехтонные лебедки приводятся в действие электродвигателями постоянного тока мощностью 11,75 квт при 850 об/мин. Напряжение в силовой сети 220 вольт. Конструкция этих лебедок одинакова. На рис. 103 показан общий вид лебедки, из которого ясна и ее кинематическая схема.


Лебедка смонтирована на литой чугунной фундаментной раме 7, на которой шпильками закреплены электродвигатель 13, литой корпус 3 редуктора и литая стойка 9. К герметически закрытому корпусу электродвигателя 13 фланцем присоединен корпус 15 муфты с колпаком 14, закрывающим электромагнитный тормоз лебедки. Корпус 15 фланцем соединен с корпусом 3 редуктора.
На конце вала электродвигателя 13 на шпонке закреплен корпус гибкой муфты обычной конструкции, служащий шкивом электромагнитному тормозу. В его отверстия вставлены болты с кожаными шайбами, закрепленные на второй половине муфты, которая на шпонке закреплена на шлицевом валике 21 редуктора. Шлицевой валик вращается в роликоподшипниках 16 и 22, смонтированных в стаканах 23, которые закреплены шпильками в корпусе редуктора. Внутренние обоймы подшипников закреплены круглыми гайками на шейках валика 21.
На шлицах валика 21 сидит блок из шестерен 18 и 20, который перемещается по валику за гребень 19. Шестерня 18 может быть введена в зацепление с колесом 17, а шестерня 20 — с колесом 25, сидящим, как и колесо 17, на промежуточном валике 26 Промежуточный валик 26 вращается в подшипниках скольжения, выполненных для удобства монтажа в виде съемных крышек 27. На промежуточном валике 26 закреплена шестерня 24, находящаяся в зацеплении с колесом 4, закрепленным на шпонке на грузовом валу 2 лебедки.
Шестерни 18 и 17 имеют передаточное отношение 1 : 4, шестерни 20 и 25 — 1 :2, а шестерни 24 и 4 — 1:5. При зацеплении шестерен 20 и 25 грузоподъемность лебедки составляет 2 тс при большей скорости подъема, а при зацеплении шестерен 18 и 17 грузоподъемность возрастает до 4 тс при меньшей скорости подъема (для трехтонной лебедки грузоподъемность соответственно 3 и 6 тс). Переключение скоростей осуществляется только при остановленной лебедке и отсутствии груза на гаке.
Грузовой вал 2 лежит в бронзовых вкладышах 5 разъемных подшипников корпуса редуктора и стойки 9. На валу 2 закреплен грузовой барабан 6 со шкивом, охваченным лентой 8 тормоза. Тормоз имеет ножной привод от педали 12 на рычаге, поворачивающем валик 10 привода. Рычаг тормоза имеет ограничитель 11 поворота. На выступающем со стороны редуктора конце грузового вала на клиновой шпонке насажена литая турачка 1.


На схеме А рис. 104 изображен вид лебедки сбоку. На ней показан механизм переключения передач редуктора. Блок 3 шестерен редуктора перемещается вилкой 1, закрепленной на валике 2. Поворот валика 2 осуществляется рукояткой 4, которая в нужном положении стопорится чекой 5. На схеме Б рис. 104 показан электромагнитный тормоз лебедки. Корпус соединительной муфты, служащий тормозным шкивом, может сжиматься тормозными колодками 4 и 11 с накладками 15 из ферродо, закрепленными болтиками. Колодки качаются на осях 16 и 18, закрепленных в корпусе 17 стопорами 12 и 19. Эти стопоры служат масляными трубками и крепятся к колодкам с помощью пружин 14 и 20. Верхние концы тормозных колодок стягиваются спиральной пружиной 6, действие которой регулируется поджатием гайки болта 8, упирающейся в рычаг 10 колодки 11.
Отвод колодок от тормозного шкива производится поворотом рычага 3, короткое плечо которого пальцем 5 шарнирно связано со стержнем 7. Конец стержня 7 надет на конец регулировочного болта 9, а на ролик 2, закрепленный на конце длинного плеча рычага 3, может действовать тарелка 24 магнитного сердечника 22. Когда ток проходит по катушке 23 электромагнита, сердечник 22 поднимается, и его тарелка 24 поднимает ролик 2 кверху. Рычаг 3 поворачивается, и колодки 4 и 11 расходятся. Равенство зазоров между тормозным шкивом и обеими колодками определяется регулировкой болта 13, который устанавливается таким образом, чтобы эти зазоры у обеих колодок были равны. Электромагнит закрыт колпаком 21.
Чтобы не перегружать электромагнит, натяжение пружины 6 регулируется с помощью пружинных весов, прикрепленных к ролику 2. Их натяжение должно быть в пределах 20—25 кГ. Величина отвода колодок от тормозного шкива регулируется болтом 9 таким образом, чтобы магнитный сердечник 22 две трети своего пути проходил без отвода колодок — свободно. Стержень 7 должен упираться в торец болта 9 и разводить колодки только в конце пути сердечника. Это нужно для того, чтобы тарелка 24 сердечника дошла до самого верха и соединила контакт 1, включающий вторую половину обмотки катушки 23 электромагнита. Если контакт 1 не соединится, катушка 23 легко может перегореть.

Руководство для морских сварщиков / UNITOR WELDING HANDBOOK

Руководство для морских сварщиков / UNITOR WELDING HANDBOOK

Год выпуска: 2003
Жанр: руководство
Издательство: Unitor ASA, N-0212 Oslo, Norway
Серия: 03
ISBN: 811 002
Формат: PDF
Качество: eBook (изначально компьютерное)
Количество страниц: 531
Описание: Сварочные и Связанные с ними Термические Процессы для ремонта и обслуживания на судах
Цена: 500 рублей
Работа судна в море зависит от знаний, квалификации и уверенности в своих силах экипажа при проведения профилактических и ремонтных работ. Одним из наиболее важных
показателей квалификации является хорошее знание современных приемов сварки. Целью данного учебника для морских сварщиков является обеспечение современным руководством по сварочным процессам- обеспечение сварщиков источником практической информации по решению сварочных проблем на борту судна. С момента образования компании «Юнитор» в 1936 году основной ее деятельностью является разработка разнообразной сварочной продукции, главным образом для проведения сварочных работ на борту судна, обеспечение широкой сети обслуживания, подготовка специалистов и документации. Настоящее издание составлено на основе вышедших ранее учебников.

Добавлены новые ремонтные системы, такие как семейство полимерных материалов Unitor Polymer Repair. Раздел «Безопасность при проведении сварочных работ» существенно расширен включением множества новой продукции и современной информации по текущим вопросам безопасности.

Особое внимание в главе «Решения» уделено сварке нержавеющих сталей. В Книгу добавлено большое количество новой сварочной продукции, оборудования и расходных материалов
а также более детальная информация по ранее представленной продукции.

В главе «Решения» представлена таблица кратких ссылок по резке, сварке и восстановлению/покрытию поверхности. В книгу включено описание только того оборудования и расходных
материалов, которые могут быть использованы в морских условиях. Оборудование и материалы, используемые в других отраслях промышленности, не включены в данную книгу.
Мы тесно сотрудничаем с потребителями нашей продукции и хотели бы поблагодарить всех тех, кто написал нам о примерах успешного ее применения и помог тем самым сделать этот учебник более полезным для решения именно тех проблем, которые могут возникнуть при работе на судне. Однако, если у читателей возникнут какие-либо вопросы или проблемы, не
затронутые в данном издании, мы будем рады, если Вы сообщите нам о них. Мы всегда готовы помочь и будем благодарны за помощь в улучшении последующих изданий.

Купить Руководство для морских сварщиков / UNITOR WELDING HANDBOOK

Электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах

Электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах


Год выпуска: 2012
Язык: русский
Автор: Овчинников В.В.
Жанр: Учебное пособие
Издательство: ИЦ Академия, Москва
ISBN: 978-5-7695-9430-4
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 64
Цена: 500 рублей
Описание:
В учебном пособии предлагается применение компетентностного подхода к подготовке электросварщика на автоматических и полуавтоматических машинах.
Рассмотрены основные процессы автоматизированной и механизированной сварки плавлением. Приведены сведения о влиянии параметров режима сварки на форму и размеры сварного шва. Описаны устройство и принцип работы оборудования для автоматизированной и механизированной сварки. Даны рекомендации по выбору режима сварки и оборудования для выполнения конкретных сварных соединений.

Купить "Электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах"

Djohn2008 Store

  Доброго времени суток! Мы занимаемся продажей цифровых товаров с 2008 года и смогли завоевать отличную репутацию среди наших клиентов. В д...